Kievuz

Литературная критика советского периода

Критика русской литературы

Литературная критика советского периода

Под понятием литературная критика понимают область литературного творчества, которая стоит на границе между художественной литературой и литературоведением. Литературные критики истолковывают и дают оценку произведениям с точки зрениях их личного мнения.

Так же в их работу входит выявление литературных принципов направлений и жанров.

Они могут оказывать активное воздействие на процесс формирования литературы, более того своими критическими ми они могут воздействовать на общественное сознание, этого они достигают, уходя во взаимодействие с такими дисциплинами как философия, этика, история литературы.

Литературная критика начала формироваться достаточно давно, еще во времена Древней Греции и Древнего Китая это направление воспринималось как особое профессиональное знание. Долгое время ее задача заключалась лишь в том какую оценку дать произведению, рекомендовать или нет его читателю.

Древнерусский период литературной критики

Русская литературная критика начала свое развитие с того момента, как только стали появляться первые литературные произведения. Элементы критики появились уже в письменных памятниках 11 века.

Например, следы литературной критика видны в таких произведениях как «Слово о законе и благодати митрополита Илариона» – в этом произведении имеет место изучение библейского текста как литературного; письма Андрея Курбского Ивану Грозному, в них Андрей Курбский высказывает замечания Грозному, о том, что он слишком сильно заботится о красоте слов. Критиками того времени можно назвать Максима Грека, Аввакума Петрова.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

18 век русской литературной критики

В 18 веке впервые вводится термин «критика». Литературная критика берет свое развитие с момента появления литературных журналов. Первым критиком по сути можно считать Н. М. Карамзина, он любил жанр монографической рецензии. Специфическими характеристиками русской литературной критики 18 века являются:

  • акцентирование внимание на языковых погрешностях,
  • использование нормативного принципа
  • использование вкусового принципа

19 век русской литературной критики

В 19 веке начинает явно прослеживаться связь литературной критики и журналистики. Критические замечания, рецензии публикуются в основном в литературных журналах и других периодических изданиях. В 19 веке популярными были такие критические жанры как:

  • реплика
  • отклик
  • заметка
  • проблемная статья
  • обзор

Замечание 1

Особенно славился написанием рецензий А. С. Пушкин. Его рецензии представляли собой краткие, изящные, полемичные произведения, которые способствовали развитию русской литературы.

В 19 веке критика в основном зиждется на базе литературных произведений. К известным литературным критикам этого периода относят В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарев и др.

20 век русской литературной критики

Конец 19 – начало 20 века ознаменован развитием промышленности и культуры. В этот период цензура становится более лояльной, повышается уровень грамотности. Публикуется большое количество периодических изданий, газет, журналов, книг. Критики подставлены в своём большинстве писателями, такими как: В. Соловьев, А. Блок, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский.

В это время образовывается «Формальная школа» – научное объединение, которое оказало большое влияние на литературоведение и семиотику. Представители этой школы вступали в полемику с другими критическими литературными кружками такими как «Круг Бахтина», представителями психоаналитической критики.

Далее в 30-х годах 20 столетия формируется основной литературный стиль литературы советского периода – социалистический реализм. Критика принимает облик карательного инструмента. Журнал «Литературный критик» и другие организации, осуществляющие литературную критическую деятельность, были закрыты, так как качество литературных произведения имела право определять только партия.

50-60 годы 20 века становятся новым витком в развитии русской литературной критики. Давление ослабевает и появляются два противостоящие друг другу лагеря: демократическая критика и ортодоксальная критика.

В 70- х годах появляются такие направления как «националистическая» критика и «эстетическая» критика.

Следует отметить, что несмотря на запреты, все это время (50-ые-70-ые гг.) имеет место неофициальная советская литературная критика, развивается она на почве всей неофициальной советской культуры.

Далее в период перестройки формируется и перестроечная литературная критика. Она вовлечена в период 1980-90 годов. Характерная черта этого периода – злободневность, идет осуждение русского постмодернизма, появляются статьи о значении самой русской литературной критики.

Критика 1990гг отличается тем что в этот период критической работай занимаются несколько поколений критиков. Для старшего поколения характерна вера в социальную роль литературы. Представителями этой группы критиков были Л. Аннинский, И. Золотусский и др.

Среднее поколение отличалось тем, что не имело приверженности к какой-то одной группе. Предстателями его можно назвать С. Чупринина, В. Ерофеева, Н. Иванова.

Младшее поколение критиков было представлено критиками различных направлений: реализма, постмодернизма, филологического направления, представителями его были А. Агеев, А. Немзер, П. Басинский, А. Казинцев, Д. Быков, М. Липовецкий, Д. Кузьмин.

Основные жанры литературной критики

Основные жанры литературной критики включают в себя:

  • рецензию
  • критическую статью об отдельном произведении,
  • проблемную статью,
  • критическую монографию о современном литературном процессе

Рецензия – жанр литературной критики, который дает оценку произведения, рецензия помогают автору, который нуждается в совете, корректировке. В рецензии речь идет о произведении, проводится анализ и даётся оценка этому произведению.

Критическая статья является жанром литературной критики, который дает разбор, оценку, содержанию произведения, его тематике, проблематике, оценивает стиль и язык автора.

Проблемная статья посвящена изучению конфликта, сложному противостоянию, как правило она затрагивает серьезные общественные темы.

Критическая монография представляет собой работу в которой содержится углубленное изучение определенной темы.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/kritika_russkoy_literatury/

Литературная критика в Сибири

Литературная критика советского периода

Современное историко-литературное сибиреведение характеризуется концептуальным кризисом, что объясняется изменением социокультурной ситуации в стране, особенностями современного литературного процесса.

В литературе происходит переосмысление, литературоведение и критика на рубеже характеризуется XX-XXI вв. глубоким переломом в сознании и самосознании личности, несостоятельностью методов и принципов советской критики в осмыслении новой литературы.

Тем не менее в каждом периоде развития литературы должна существовать здоровая критика, которая бы регулировала литературные процессы. Творчество иркутских писа­телей всегда находило отра­жение в критике. Самое большое количество рецензий, статей, научно-ис­следовательских работ приходится на прозу В.

Распутина и драматургию А. Вампилова, вызвавших ин­терес, можно сказать, во всём литературном и театральном мире, в нашей стране и за ру­бежом.

Известные сибирские критики

  1. Г. Потанин
  2. Н. Ядринцев
  3. В. Шишков
  4. В. Бахметьев
  5. В. Зазубрина
  6. Л. Сейфуллина
  7. Г. Марков
  8. С. Сартаков
  9. С. Залыгин
  10. 3. Астафьев
  11. В. Шукшин
  12. В. Распутин

Сибирская литературная критика XIX в

Идеология сибирских областников, вызвавшая споры, способствовала развитию регионального исторического самосознания.

Областническая программа рассматривается одними специалистами как утопия, другими как реальное задание.

Культурно-историческое самосознание Сибири стало весомой частью проблемы русской национальной идентичности и сибирской самоидентификации. Этот период литературной критики представлен следующими авторами.

Николай АлексеевичПолевой — известный русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, издатель, переводчик, журналист и историк. Статьи о Г. Р. Державине, В. А. Жуковском, А. С. Пушкине и других русских писателях составили книгу «Очерки русской литературы» (ч.

1—2, 1839). В поздние годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе; Белинский, сам активно с ним полемизировавший, тем не менее признал значительные литературные заслуги Полевого в некрологе ему.

Николай Полевой умер 22 февраля (6 марта) 1846 года, а уже 25 апреля цензура разрешила издание брошюры В. Г. Белинского “Николай Алексеевич Полевой”, где говорилось: “Три человека…

имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу в три различные эпохи ее исторического существования. Эти люди были — Ломоносов, Карамзин и Полевой…”

Как спорить с Полевым, когда сей критик чуткий

Рассудит, охая, что я тяжел на шутки?

Быть может… Тяжела ль иль нет моя рука,

Вернее знают всех про то его бока.

П. Вяземский

Ксенофонт Алексеевич Полевой (20 июля (1 августа) 1801, Иркутск – 9 (21) апреля 1867) — русский писатель, литературный критик, журналист, книгоиздатель. Его позднейшие критические статьи, напечатанные в “Северной пчеле”, поражают ненавистью к литературному движению 40-х годов. Автор ряда критических статей (о Богдановиче, Пушкине, Дельвиге и др.)

Николай Михайлович Ядринцев  (18(30).10.1842 – 7(19).6.1894). После ссылки начинается подвижническая деятельность Ядринцева, оставившая глубокий след в культурной жизни Сибири.

Он пишет фундаментальные труды “Сибирь как колония” (1882) и “Сибирские инородцы” (1891), многочисленные публицистические статьи, фельетоны, очерки, стихи, блестящие литературно-критические работы и рецензии.

Выступал как критик и литературовед: статьи “Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири”, “Начало печати в Сибири”, о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова, С.Я . Елпатьевского и др.

Литературная критика советского времени

Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа — рождается именно в русле строгой науки.

Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом.

Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. Этот вид литературы менялся в соответствии с поворотами в идеологии особенно ощутимо. Так, в 50-е гг.

преобладал дух нормативной критики, когда произведение рассматривалось прежде всего с позиции соот­ветствия авторского мировоз­зрения идеологическому курсу государства, а художественные качества отодвигались на вто­рой план.

Положение меняется в 60-е, после ХХ съезда КПСС, когда на страницах альма­наха «Ангара» появляются статьи, положительно освеща­ющие творчество писателей, репрессированных в 30-е гг. Р. Смирнов пишет об А. Балине, В. Трушкин — о П.

Васильеве; перу Трушкина принадлежит также работа «Литературный Иркутск 30-х годов» (Ирк., 1962) и книга о П. Петрове «Сибир­ский партизан и писатель П. П. Петров» (Ирк., 1965).

Если говорить о критиках-иркутянах, то надо вспомнить тех, кто писал о сочинениях земляков в далёкие довоен­ные и послевоенные годы, — М. Азадовский, Б. Жеребцов, A. Гуревич, С. Баранов. На страницах журнала «Будущая Сибирь» печа­тали свои статьи о языке, стиле иркутских писателей П. Черных, В. Фаворин; историк М.

Гудошников — о творчестве Ис. Гольдберга, «Угрюм-реке» B. Шишкова. В «Новой Сибири», а затем в «Ангаре» часто выступает A. Абрамович, член Союза писателей, автор книг «Кри­тические статьи и очерки о творчестве сибирских пи­сателей» (Ирк., 1958); «По­эты стороны сибирской» (Ирк., 1963), публикуются B. Гайдук, Н. Кузнецова, В.

Трушкин и др.

Во второй половине 60-х впервые за много лет публику­ются статьи проблемного ха­рактера. Б. Кислов, как критик критики, настаивает на единст­ве идейного и эстетического анализа при оценке художес­твенного произведения («Что такое хорошо и что такое пло­хо». Ангара, 1968, № 3).

Обращает на себя внимание имя Н. Тендитник, в будущем известного в Сибири литерату­роведа и критика, — статьей о молодой иркутской прозе, ре­цензиями на военные повести писателей-фронтовиков: Дм. Сергеева «Позади фронта» и Ин. Черемных «Разведчики».

Начиная с этого времени и до последнего года жизни — это был 2003-й, она неравнодуш­ным оком следит за творчес­твом писателей-земляков, исходя из требований худо­жественного мастерства, не­отделимого от нравственного чувства и общественного долга. Н. Тендитник тщатель­но исследовано творчество В. Распутина (кн.

«Ответ­ственность таланта». Ирк., 1978; «Валентин Распутин». Ирк., 1987); А. Вампилова (кн. «Александр Вампилов». Новосибирск, 1979), а также A. Зверева, несправедливо обойденного вниманием сто­личной критики, Дм. Сергеева, Ин. Черемных, А. Гурулёва,B. Сидоренко, Р. Филиппова, А. Горбунова, А. Байбородина, А. Семёнова и др.

После строгого отбора имена иркутян вписывались в общероссий­ский литературный процесс («Мастера». Ирк., 1981; «Энер­гия писательского сердца». Ирк., 1988). Предмет особого внимания критика— театр; рецензии Н.

Тендитник на спектакли иркутских драмтеатра и тюза, столичных театров, приезжаю­щих сюда на гастроли, многие годы постоянно публикуются в местной прессе. Они всегда остры, вызывают признатель­ность одних, недовольство других.

Большой вклад в литера­туроведение Сибири внёс В. Трушкин, создавший в 70-е гг. обширную панораму лите­ратурных сил в своей трилогии, изданной в Иркутске, — «Пути и судьбы», 1972; «Из пламени и света», 1976; «Восхождение», 1978.

Литературный критик П. Забелин брал на себя за­дачу защиты эстетических заветов русской классики; ему принадлежат литератур­но-критические обзоры («Ли­тературный разъезд». Ирк., 1974; «Поэты и стихотворцы». Ирк.

, 1989), а также работы о И. Бунине, Ис. Гольдберге, Г. Гребенщикове. Нередко пишет о собра­тьях по перу поэт А. Кобенков, его эссе о М. Сергееве, Е. Жилкиной, В. Скифе, В. Коз­лове, Т.

Суровцевой составили книгу «Путь неизбежный» (Ирк., 1983).

С. Иоффе выпускает две книжки этюдов о поэтах XIX и ХХ вв., популяризируя творчество известных и ма­лоизвестных широкому кругу читателей авторов: И. Акса­кова, Ф. Глинки, Н. Крандиевской-Толстой, С. Надсона, А. Твардовского, М. Петрова, Н. Рубцова и др. («Живут сти­хи». Ирк., 1979; «Стихов мело­дия живая». Ирк., 1983).

Сравнительным изучени­ем литератур — русской и молдавской — занимается Г. Богач, переехавший в Ир­кутск из Молдавии. Он ис­следует творчество Горького, Пушкина. В 1979 г. Богач из­даёт в Иркутске книгу «Да­лече северной столицы» — о молдавской ссылке Пушкина.

Ссылки

Источник: http://irkipedia.ru/content/literaturnaya_kritika_v_sibiri

ovdmitjb

Add comment