Критика русской литературы
Под понятием литературная критика понимают область литературного творчества, которая стоит на границе между художественной литературой и литературоведением. Литературные критики истолковывают и дают оценку произведениям с точки зрениях их личного мнения.
Так же в их работу входит выявление литературных принципов направлений и жанров.
Они могут оказывать активное воздействие на процесс формирования литературы, более того своими критическими ми они могут воздействовать на общественное сознание, этого они достигают, уходя во взаимодействие с такими дисциплинами как философия, этика, история литературы.
Литературная критика начала формироваться достаточно давно, еще во времена Древней Греции и Древнего Китая это направление воспринималось как особое профессиональное знание. Долгое время ее задача заключалась лишь в том какую оценку дать произведению, рекомендовать или нет его читателю.
Древнерусский период литературной критики
Русская литературная критика начала свое развитие с того момента, как только стали появляться первые литературные произведения. Элементы критики появились уже в письменных памятниках 11 века.
Например, следы литературной критика видны в таких произведениях как «Слово о законе и благодати митрополита Илариона» – в этом произведении имеет место изучение библейского текста как литературного; письма Андрея Курбского Ивану Грозному, в них Андрей Курбский высказывает замечания Грозному, о том, что он слишком сильно заботится о красоте слов. Критиками того времени можно назвать Максима Грека, Аввакума Петрова.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
18 век русской литературной критики
В 18 веке впервые вводится термин «критика». Литературная критика берет свое развитие с момента появления литературных журналов. Первым критиком по сути можно считать Н. М. Карамзина, он любил жанр монографической рецензии. Специфическими характеристиками русской литературной критики 18 века являются:
- акцентирование внимание на языковых погрешностях,
- использование нормативного принципа
- использование вкусового принципа
19 век русской литературной критики
В 19 веке начинает явно прослеживаться связь литературной критики и журналистики. Критические замечания, рецензии публикуются в основном в литературных журналах и других периодических изданиях. В 19 веке популярными были такие критические жанры как:
- реплика
- отклик
- заметка
- проблемная статья
- обзор
Замечание 1
Особенно славился написанием рецензий А. С. Пушкин. Его рецензии представляли собой краткие, изящные, полемичные произведения, которые способствовали развитию русской литературы.
В 19 веке критика в основном зиждется на базе литературных произведений. К известным литературным критикам этого периода относят В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарев и др.
20 век русской литературной критики
Конец 19 – начало 20 века ознаменован развитием промышленности и культуры. В этот период цензура становится более лояльной, повышается уровень грамотности. Публикуется большое количество периодических изданий, газет, журналов, книг. Критики подставлены в своём большинстве писателями, такими как: В. Соловьев, А. Блок, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский.
В это время образовывается «Формальная школа» – научное объединение, которое оказало большое влияние на литературоведение и семиотику. Представители этой школы вступали в полемику с другими критическими литературными кружками такими как «Круг Бахтина», представителями психоаналитической критики.
50-60 годы 20 века становятся новым витком в развитии русской литературной критики. Давление ослабевает и появляются два противостоящие друг другу лагеря: демократическая критика и ортодоксальная критика.
В 70- х годах появляются такие направления как «националистическая» критика и «эстетическая» критика.
Следует отметить, что несмотря на запреты, все это время (50-ые-70-ые гг.) имеет место неофициальная советская литературная критика, развивается она на почве всей неофициальной советской культуры.
Далее в период перестройки формируется и перестроечная литературная критика. Она вовлечена в период 1980-90 годов. Характерная черта этого периода – злободневность, идет осуждение русского постмодернизма, появляются статьи о значении самой русской литературной критики.
Критика 1990гг отличается тем что в этот период критической работай занимаются несколько поколений критиков. Для старшего поколения характерна вера в социальную роль литературы. Представителями этой группы критиков были Л. Аннинский, И. Золотусский и др.
Среднее поколение отличалось тем, что не имело приверженности к какой-то одной группе. Предстателями его можно назвать С. Чупринина, В. Ерофеева, Н. Иванова.
Младшее поколение критиков было представлено критиками различных направлений: реализма, постмодернизма, филологического направления, представителями его были А. Агеев, А. Немзер, П. Басинский, А. Казинцев, Д. Быков, М. Липовецкий, Д. Кузьмин.
Основные жанры литературной критики
Основные жанры литературной критики включают в себя:
- рецензию
- критическую статью об отдельном произведении,
- проблемную статью,
- критическую монографию о современном литературном процессе
Рецензия – жанр литературной критики, который дает оценку произведения, рецензия помогают автору, который нуждается в совете, корректировке. В рецензии речь идет о произведении, проводится анализ и даётся оценка этому произведению.
Критическая статья является жанром литературной критики, который дает разбор, оценку, содержанию произведения, его тематике, проблематике, оценивает стиль и язык автора.
Проблемная статья посвящена изучению конфликта, сложному противостоянию, как правило она затрагивает серьезные общественные темы.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/kritika_russkoy_literatury/
Литературная критика в Сибири
Современное историко-литературное сибиреведение характеризуется концептуальным кризисом, что объясняется изменением социокультурной ситуации в стране, особенностями современного литературного процесса.
В литературе происходит переосмысление, литературоведение и критика на рубеже характеризуется XX-XXI вв. глубоким переломом в сознании и самосознании личности, несостоятельностью методов и принципов советской критики в осмыслении новой литературы.
Тем не менее в каждом периоде развития литературы должна существовать здоровая критика, которая бы регулировала литературные процессы. Творчество иркутских писателей всегда находило отражение в критике. Самое большое количество рецензий, статей, научно-исследовательских работ приходится на прозу В.
Распутина и драматургию А. Вампилова, вызвавших интерес, можно сказать, во всём литературном и театральном мире, в нашей стране и за рубежом.
Известные сибирские критики
- Г. Потанин
- Н. Ядринцев
- В. Шишков
- В. Бахметьев
- В. Зазубрина
- Л. Сейфуллина
- Г. Марков
- С. Сартаков
- С. Залыгин
- 3. Астафьев
- В. Шукшин
- В. Распутин
Сибирская литературная критика XIX в
Идеология сибирских областников, вызвавшая споры, способствовала развитию регионального исторического самосознания.
Областническая программа рассматривается одними специалистами как утопия, другими как реальное задание.
Культурно-историческое самосознание Сибири стало весомой частью проблемы русской национальной идентичности и сибирской самоидентификации. Этот период литературной критики представлен следующими авторами.
Николай АлексеевичПолевой — известный русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, издатель, переводчик, журналист и историк. Статьи о Г. Р. Державине, В. А. Жуковском, А. С. Пушкине и других русских писателях составили книгу «Очерки русской литературы» (ч.
1—2, 1839). В поздние годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе; Белинский, сам активно с ним полемизировавший, тем не менее признал значительные литературные заслуги Полевого в некрологе ему.
Николай Полевой умер 22 февраля (6 марта) 1846 года, а уже 25 апреля цензура разрешила издание брошюры В. Г. Белинского “Николай Алексеевич Полевой”, где говорилось: “Три человека…
имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу в три различные эпохи ее исторического существования. Эти люди были — Ломоносов, Карамзин и Полевой…”
Как спорить с Полевым, когда сей критик чуткий
Рассудит, охая, что я тяжел на шутки?
Быть может… Тяжела ль иль нет моя рука,
Вернее знают всех про то его бока.
П. Вяземский
Ксенофонт Алексеевич Полевой (20 июля (1 августа) 1801, Иркутск – 9 (21) апреля 1867) — русский писатель, литературный критик, журналист, книгоиздатель. Его позднейшие критические статьи, напечатанные в “Северной пчеле”, поражают ненавистью к литературному движению 40-х годов. Автор ряда критических статей (о Богдановиче, Пушкине, Дельвиге и др.)
Николай Михайлович Ядринцев (18(30).10.1842 – 7(19).6.1894). После ссылки начинается подвижническая деятельность Ядринцева, оставившая глубокий след в культурной жизни Сибири.
Выступал как критик и литературовед: статьи “Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири”, “Начало печати в Сибири”, о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова, С.Я . Елпатьевского и др.
Литературная критика советского времени
Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа — рождается именно в русле строгой науки.
Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом.
Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.
В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. Этот вид литературы менялся в соответствии с поворотами в идеологии особенно ощутимо. Так, в 50-е гг.
преобладал дух нормативной критики, когда произведение рассматривалось прежде всего с позиции соответствия авторского мировоззрения идеологическому курсу государства, а художественные качества отодвигались на второй план.
Положение меняется в 60-е, после ХХ съезда КПСС, когда на страницах альманаха «Ангара» появляются статьи, положительно освещающие творчество писателей, репрессированных в 30-е гг. Р. Смирнов пишет об А. Балине, В. Трушкин — о П.
Васильеве; перу Трушкина принадлежит также работа «Литературный Иркутск 30-х годов» (Ирк., 1962) и книга о П. Петрове «Сибирский партизан и писатель П. П. Петров» (Ирк., 1965).
Если говорить о критиках-иркутянах, то надо вспомнить тех, кто писал о сочинениях земляков в далёкие довоенные и послевоенные годы, — М. Азадовский, Б. Жеребцов, A. Гуревич, С. Баранов. На страницах журнала «Будущая Сибирь» печатали свои статьи о языке, стиле иркутских писателей П. Черных, В. Фаворин; историк М.
Трушкин и др.
Во второй половине 60-х впервые за много лет публикуются статьи проблемного характера. Б. Кислов, как критик критики, настаивает на единстве идейного и эстетического анализа при оценке художественного произведения («Что такое хорошо и что такое плохо». Ангара, 1968, № 3).
Обращает на себя внимание имя Н. Тендитник, в будущем известного в Сибири литературоведа и критика, — статьей о молодой иркутской прозе, рецензиями на военные повести писателей-фронтовиков: Дм. Сергеева «Позади фронта» и Ин. Черемных «Разведчики».
Начиная с этого времени и до последнего года жизни — это был 2003-й, она неравнодушным оком следит за творчеством писателей-земляков, исходя из требований художественного мастерства, неотделимого от нравственного чувства и общественного долга. Н. Тендитник тщательно исследовано творчество В. Распутина (кн.
«Ответственность таланта». Ирк., 1978; «Валентин Распутин». Ирк., 1987); А. Вампилова (кн. «Александр Вампилов». Новосибирск, 1979), а также A. Зверева, несправедливо обойденного вниманием столичной критики, Дм. Сергеева, Ин. Черемных, А. Гурулёва,B. Сидоренко, Р. Филиппова, А. Горбунова, А. Байбородина, А. Семёнова и др.
После строгого отбора имена иркутян вписывались в общероссийский литературный процесс («Мастера». Ирк., 1981; «Энергия писательского сердца». Ирк., 1988). Предмет особого внимания критика— театр; рецензии Н.
Тендитник на спектакли иркутских драмтеатра и тюза, столичных театров, приезжающих сюда на гастроли, многие годы постоянно публикуются в местной прессе. Они всегда остры, вызывают признательность одних, недовольство других.
Большой вклад в литературоведение Сибири внёс В. Трушкин, создавший в 70-е гг. обширную панораму литературных сил в своей трилогии, изданной в Иркутске, — «Пути и судьбы», 1972; «Из пламени и света», 1976; «Восхождение», 1978.
Литературный критик П. Забелин брал на себя задачу защиты эстетических заветов русской классики; ему принадлежат литературно-критические обзоры («Литературный разъезд». Ирк., 1974; «Поэты и стихотворцы». Ирк.
, 1989), а также работы о И. Бунине, Ис. Гольдберге, Г. Гребенщикове. Нередко пишет о собратьях по перу поэт А. Кобенков, его эссе о М. Сергееве, Е. Жилкиной, В. Скифе, В. Козлове, Т.
Суровцевой составили книгу «Путь неизбежный» (Ирк., 1983).
Сравнительным изучением литератур — русской и молдавской — занимается Г. Богач, переехавший в Иркутск из Молдавии. Он исследует творчество Горького, Пушкина. В 1979 г. Богач издаёт в Иркутске книгу «Далече северной столицы» — о молдавской ссылке Пушкина.
Ссылки
Источник: http://irkipedia.ru/content/literaturnaya_kritika_v_sibiri
Add comment