Kievuz

Мотивация и психическая регуляция поведения

Психология: конспект лекций

Мотивация и психическая регуляция поведения

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т. е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.

В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности (А. Маслоу, К. Роджерс) самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека.

Вопросы для самопроверки

1. Какова структура индивидных свойств личности?

2. Что такое темперамент?

3. Что такое характер?

4. Какова структура способностей личности?

5. Какую структуру имеет самосознание личности?

6. Что такое Я-концепция?

Литература

Основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Гл. 14, 15 и 16.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 10.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Гл. 7, 8 и 9.

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

11.1. и структура деятельности

Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии.

Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления).

Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс.

Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев предлагает следующие определения деятельности: «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е.

на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире.

Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

В каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует.

При определении деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие соотношения двух понятий – «деятельность» и «активность». Под активностью обычно понимают практически любую форму взаимодействия субъекта со средой.

В этом значении активность выступает родовой категорией по отношению к понятию «деятельность». Формы и проявления активности крайне разнообразны и классифицируются по очень многим основаниям.

Различают поведенческую и деятельностную активность, осознаваемую и неосознаваемую, адаптивную и дезадаптивную, ситуативную и надситуативную, конструктивную и деструктивную и др.

Термин «активность» может использоваться также как по отношению к личности в целом, так и ее отдельным подсистемам и даже функциональным органам (например, анализаторам).

«Активность» как максимально обобщенная категория, описывающая всю совокупность форм взаимодействия человека со средой, наиболее адекватно раскрывается с позиций ее уровневого понимания. Согласно данной трактовке, все основные формы активности одновременно выступают и как ее основные уровни, которые в свою очередь образуют определенную иерархию. Высший уровень в ней – поведенческая, социально-детерминированная активность личности; низший – активность локальных подсистем индивида (анализаторных, моторных, гомеостатических и др.).

Таким образом, деятельность можно определить как форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д. Шадриков). Деятельность – не просто одна из форм отношения, это очень специфическая форма отношения, имеющая только ей свойственные особенности.

Основную характеристику деятельности представляет ее предметность. Понятие предмета содержится в самом понятии деятельности. Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла – деятельность не может быть беспредметной, она может лишь казаться таковой.

Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Второй специфической особенностью деятельности является то, что она регулируется не потребностями человека как таковыми, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата (стремлением изготовить какой-либо продукт, получить знания и т. д.). Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е.

главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (импульсивной, непроизвольной активности). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует.

Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Третье специфическое свойство деятельности состоит в ее социальной обусловленности. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы.

По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов. Однако это не значит, что деятельность лишь персонифицирует отношения общества и его культуру. Данные понятия связываются между собой сложными трансформациями и переходами, и прямое сведение одного к другому невозможно.

И наконец, четвертая особенность деятельности заключается в ее системности. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического).

Главное, что отличает одну деятельность от другой – это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив.

Он может быть вещественным и идеальным, данным в восприятии и существующим только в воображении, в мысли, – главное, что он всегда отвечает той или иной потребности и является обязательным условием деятельности.

Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность – это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Основными «составляющими» деятельности выступают осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения полностью сохраняется за мотивом. Функция направления представляется иначе: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.

46

Источник: http://litrus.net/book/read/169085?p=46

Тема 6 Мотивация и психическая регуляция поведения

Мотивация и психическая регуляция поведения

План

1. Понятие мотивации труда.

2. Основные составляющие мотивации.

3. Современные теории мотивации.

4. Ассертивные установки студента вуза.

1 Понятие мотивации труда

Мотивация – совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание восприятия, мышления, памяти и др. психических процессов, участвующих в деятельности оператора.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения человека. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации поведения.

Мотивационная сфера личности представляет собой сложную систему разнохарактерных и тесно связанных мотивов. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п.

, а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями.

Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как налогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить.

Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает поразному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются.

В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее.

59

Известный немецкий психолог Курт Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают.

Кроме того, один и тот же человек, в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному.

Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.

Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение.

Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

2 Основные составляющие мотивации

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Профессиональная мотивация – только часть этой системы.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной являются потребности. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у челове-

ка чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Согласно А. Маслоу, фундаментальные потребности (потребности Нужды) присущи всем индивидуумам, а потребности Роста – только самоактуализированным людям, у которых удовлетворены более низкие потребности. Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье человека, на самоактуализирующуюся личность.

Самоактуализация подразумевает длительную и постоянную вовлеченность в процесс Роста и Развития. А. Маслоу пишет, что самоактуализированных людей привлекают наиболее трудные, запутанные проблемы, которые требуют наиболее творческих решений. Как считает автор, самоактуализирующаяся личность должна соответствовать в своем поведении и в отношениях с окружающими следующим требованиями:

¾Вести активный образ жизни и хорошо ориентироваться в ней;

¾Принимать себя и других такими, какие они есть;

¾Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

¾Философское чувство юмора;

¾Способность к глубокому пониманию жизни;

¾Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

¾Творчество, спонтанность и открытость как базовые качества;

60

¾Ответственность не только за себя, но и за других;

¾Способность к познанию, личностному росту и развитию;

¾Свободное выражение себя, своих мыслей и чувств.

Стремление к удовлетворению потребностей более высокого уровня (потребности Роста) приводит к следующим изменениям:

3совершается фундаментальная смена ценностей, взглядов на жизнь;

3происходит анализ жизненной философии;

3перестраивается бессознательный образ удовлетворенной потребности;

3удовлетворение потребностей делает людей сильными, более здоровыми, более совершенными.

В тоже время, сами потребности, по своей сути, характеризуются наличи-

ем силы, периодичностью возникновения, способом удовлетворения и предмет-

ностью содержания. Все перечисленные характеристики указывают на превращение потребностей в мотивы, создание более сложной системы поведения.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом.

Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино,

адля другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному.

Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядом положенные наборы мотивационных диспозиций.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже.

Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

61

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, называемый ориентиро- вочно-исследовательским. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, – это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные, субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Особо важное место в мотивационном поле личности занимает ценностносмысловое самоопределение человека. По мнению отечественного психолога Л. Н. Когана, «это проблема нравственного выбора, который зависит от направленности личности, от ее ценностных установок и ориентации» [1].

И если выбор сделан в направлении роста и развития, то можно говорить о человеке, у которого преодолевается потребность искать опору во внешней поддержке, проявляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к любым новым поворотам своего жизненного пути. Очевидно, что такой человек перестает зависеть от внешних он одобряет себя и находит внутреннюю основу в самом себе, его мысль не зажата и не зафиксирована рамками стандартных интерпретаций, а, напротив, непрерывно развертывается, событийно отвечая на

62

ситуацию «здесь и теперь» [Там же, с. 54]. У него обостряется чувство красоты окружающего мира, повышается внимательность и любовь к людям. В целом такой человек пробуждается для жизни и раскрывает свой творческий потенциал. О таком человеке можно сказать, что он является творцом своей собственной жизни, что он свободен.

Придание смысла своему существованию формирует у молодого человека моральную веру в правоту своих поступков. А это, считает Л. Н.

Коган, придает ему уверенность в себе, которая и позволяет ему подчас интуитивно, не размышляя, принимать решения, выбирать ту или иную линию поведения.

И наоборот, человека, не придавшего нравственного смысла своей жизни, будет отличать дефицитарная потребность во внешней поддержке, отсутствие ориентации в жизни, нерешительность, неуверенность, неспособность принять ответственность на себя.

Итак, ценностно-смысловое самоопределение придает, особенно в юношеском возрасте, силу, которая позволяет действовать конструктивно, реализуя свои жизненные планы и устремления.

3 Современные теории мотивации

В современной психологической науке имеются различные позиции в вопросах мотивации человека. Так, Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее»

[7, с. 592].

Дэвид Мак-Клеллан главным считал мотив достижения – это производная от базового побуждения «делать что-то лучше», причем не для одобрения или награды, а «ради самого процесса».

По мнению Роберта Уайта, тенденция к исследовательскому поведению возникает тогда, когда человек осознает свою способность влиять на мир вокруг. Подобные чувства могут исполнять роль награды.

Джон Аткинсон указывал, что люди ставят перед собой цели и двигаются к ним потому, что у них есть потребность в достижении.

Кэрол Двек отмечал, что люди достигают своих целей, овладевают навыками и приобретают компетентность благодаря своей способности предвидеть будущее, т. е. благодаря ожиданиям относительно вероятных результатов.

Абрахам Маслоу основополагающим качеством личности считал стремление человека к самоактуализации, Росту и Развитию [3].

Для того чтобы добиться успеха в учебной деятельности и этот успех в дальнейшем превратить в осознанный мотив достижения, мы разработали для Вас ассертивные установки – установки, ведущие личность к Успеху и Уверенности.

63

Источник: https://StudFiles.net/preview/5663960/page:15/

ovdmitjb

Add comment