Kievuz

Направления деятельности прокуратуры

Отрасли прокурорского надзора, самостоятельные функции и направления деятельности прокуратуры

Направления деятельности прокуратуры

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

    1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
    2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
    3. различием в полномочиях прокуроров.

Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст.

1 ФЗ “О прокуратуре  РФ” выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра:

    • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную ши­роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так­же законность издаваемых правовых актов.

Их многочис­ленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действую­щих на территории Российской Федерации».

Более подробно в ФЗ “О прокуратуре” характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

    1. федеральные министерства;
    2. государственные комитеты;
    3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
    4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
    5. органы местного самоуправления;
    6. органы военного управления;
    7. органы контроля;
    8. должностные лица вышеперечисленных структур;
    9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
    10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов.

Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е.

акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения, которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина.

В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других.

Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих.

Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред.

Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.

), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д.

, тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах” судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

    1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    2. судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий.

В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

    • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение – выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы.

Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ.

Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан.

Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу.

Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора — обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/otrasli-prokurorskogo-nadzora-samostoyatelnie-funktsii-i-napravleniya-deyatelnosti-prokuraturi

Какое основное направление деятельности прокуратуры?

Направления деятельности прокуратуры

Прокуратура России осуществляет контроль над выполнением статей Конституции РФ, а также реализует другие функции.

Особенностью структуры является тот факт, что она не подчиняется ни одной из существующих ветвей власти, всю свою деятельность выполняет независимо от других ведомств.

Основное направление деятельности прокуратуры – обеспечение соблюдения закона на всех государственных уровнях: в министерствах, исполнительных и законодательных органах, администраций регионального и местного значения и т. д.

История структуры

Свою историю структура ведет с XVIII века, когда Петром I был принят указ о формировании Российской прокуратуры. Целью нового учреждения стала борьба с взяточничеством и превышением полномочий государственными лицами.

В середине XIX века обвинительная власть была отделена от судебной (для обеспечения более строгого соблюдения законности).

В Советский период основные направления деятельности прокуратуры были значительно расширены: ее служащие могли вмешиваться в работу Верховного суда и даже приостанавливать его постановления.

После 1992 года ведомство окончательно сформировалось в отдельное государственное учреждение, полностью независимое от судебной или исполнительной ветвей власти. Тогда же было введено новое направление надзорной деятельности – соблюдение прав человека согласно европейской конвенции.

Сегодня это военизированная структура, имеющая свой устав, присягу, знаки отличия и установленную форму одежды. Генеральным прокурором РФ является Чайка Юрий Яковлевич. По состоянию на 2016 год, в прокуратуре работает более 51 тыс. гражданских и военнообязанных сотрудников.

Структура

Все отдельные прокурорские отделы и региональные управления, расположенные в регионах России, входят в единую централизованную систему и подчиняются Генпрокуратуре РФ. Основные направления деятельности органов прокуратуры определяются их первоочередными задачами:

  • Генпрокуратура РФ – осуществляет контроль над всеми подведомственными учреждениями;
  • академия при Генпрокуратуре – федеральное казенное образовательное учреждение, проводит подготовку специализированных кадров;
  • прокуратуры субъектов РФ (а также городов и районов) – производят надзор над соблюдением законодательных норм в различных субъектах страны;
  • военная прокуратура – следит за соблюдением закона в Вооруженных силах РФ.

Кроме того, существуют прокуратуры узкой направленности, специализирующиеся на контроле транспортных, пенитенциарных или природоохранных систем. Основными направлениями деятельности прокуратуры РФ в сфере печатных изданий является подготовка учебных и информационных материалов, а также взаимодействие со средствами массовой информации.

Регулирующие документы

В своей работе прокуратура руководствуется в первую очередь статьей 129 Конституции РФ, в которой оговариваются основные правовые нормы деятельности ведомства. Кроме того, основное направление деятельности прокуратуры прописано в Федеральном законе № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.

1992 года. В список регулирующих документов также входят Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, УК РФ. Большое значение в работе современной прокуратуры имеет Постановление Европейского суда по правам человека, сегодня этот акт является определяющим при судебных разбирательствах.

Важнейшие направления работы

Основными направлениями деятельности прокуратуры являются:

  • контроль над соблюдением закона государственными органами (то есть контроль инспекций и других вневедомственных организаций);
  • проверка выполнения вынесенных решений административного характера: штрафы, санкции и т. д.;
  • наблюдение за процессом создания и применения правовых актов федеральными или местными органами власти.

А также контроль над тем, чтобы права и свободы несовершеннолетних лиц соблюдались на всех уровнях, в том числе во всех государственных и коммерческих структурах.

Иная деятельность

Динамичные направления, значение которых определяется меняющейся обстановкой в регионе, области или городе:

  • в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры становится соблюдение законности в сфере кредитования, инвестиций и другой работы банковской сферы;
  • в зависимости от поставленных задач того или иного региона, прокуратура может решать вопросы, связанные с налогообложением и преступлениями, имеющими отношение к сфере государственной политики.

Все неизменные виды деятельности отражены в правовых актах субъектов генпрокуратуры Российской Федерации. Кроме того, основное направление деятельности прокуратуры в России заключается в координации работы правоохранительных органов и контроле над соблюдением правомерности и законности их деятельности.

Прокуратура РФ осуществляет одно из направлений работы по организации сотрудничества между разными странами мира. Особенно это актуально в свете проблемы терроризма. Только скоординированные действия всех стран могут противостоять всеобщей угрозе.

Полномочия прокуроров

Прокурор осуществляет основное направление деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением конституционных прав граждан РФ.

Он является должностным лицом, имеющим право входить в любые учреждения поднадзорных органов, вести осмотр и опрос их работников, просматривать документы и всю необходимую информацию на электронных носителях.

Кроме того, прокурор имеет полномочия требовать привлечения к ответственности людей, которые нарушили закон, разъясняет им последствия невыполнения его предписаний.

В случае доказательства факта неправомерности принятого ранее судьей решения, прокурор имеет право отменить его. Также в его компетенцию входит возможность опротестовать правовые акты, изданные с нарушением законодательства.

Одна из первостепенных обязанностей должностных лиц этой структуры – отслеживание и препятствие коррупционной деятельности в государственных органах власти.

В последние десятилетия эта функция стала одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Полномочия прокуратуры

Список задач государственной структуры очень широк. Одно из приоритетных полномочий прокурора – участие в качестве обвинителя в судебных заседаниях. Именно он отстаивает интересы Конституции в уголовных делах. Кроме того, полномочиями и основными направлениями деятельности прокуратуры являются:

  • рассмотрение заявлений от граждан или организаций о факте нарушения прав и свобод человека;
  • привлечение к ответственности лиц, которые совершили правонарушение.

В некоторых случаях, когда во время гражданского судопроизводства потерпевшая сторона не имеет возможности отстаивать интересы самостоятельно, а также когда пострадавших много либо дело имеет большой общественный резонанс, сотрудники прокуратуры имеют право подавать иск в суд самостоятельно, делая заявление от лица пострадавшей стороны.

Громкие дела

Основные направления и функции деятельности прокуратуры характеризуются открытостью и прозрачностью работы этой структуры. Работа прокурора заключается в надзоре за всеми другими ведомствами, частными организациями и простыми гражданами. А за функциями прокуратуры, в свою очередь, осуществляется пристальный контроль со стороны общества в целом.

Отдел общественных связей прокуратуры России ежедневно предоставляет отчет о деятельности как Генеральной прокуратуры, так и региональных её представительств. Чаще всего громкие дела связаны с коррупционными скандалами, иногда даже в высших эшелонах власти.

Так, до сих пор на слуху случай, связанный с незаконной деятельностью бывшего главы Вооруженных сил Сердюкова и делом «Оборонсервиса», когда, несмотря на все собранные доказательства, бывший министр был оправдан и даже вернулся в Правительство. В 2016 году прокуратурой г.

Москвы была приостановлена работа двух арбитражных судей, в связи с их причастностью к коррупционной деятельности.

Не менее громкие разбирательства были сопряжены с деятельностью сотрудников Следственного комитета М. Максименко и А. Ламонова, обвиненных в получении денег в очень крупном размере от известного бизнесмена. За 1 млн долларов чиновники пообещали освободить из следственного изолятора одного из подельников “заказчика” – Андрея Кочуйкова.

Скандалы

Скандалы не обошли стороной и само ведомство, и его отдельные подразделения. Некоторые из историй носят довольно пикантный характер, например скандал, связанный с личной жизнью прокурора Республики Крым Натальей Поклонской.

Основные направления деятельности прокуратуры РК, а также обязанности ее служащих регулируются правилами и нормами поведения всего ведомства, которые обеспечивают положительную репутацию данного учреждения. Сотрудники прокуратуры обладают большой властью над людьми и отдельными ситуациями.

Потому в СМИ периодически появляются репортажи о нечистоплотности того или иного должностного лица.

Так, еще в 2002-2003 годах вся общественность возмущалась информацией о том, что руководство компании Hewlett-Packard дало внушительную взятку сотрудникам прокуратуры за возможность поставки партии компьютеров и дугой офисной техники именно производства HP.

Не меньший резонанс в обществе вызвал скандал с «крышеванием» сотрудниками прокуратуры неправомерно открытых казино в Москве. Следственный комитет России возбудил уголовное дело, которое так и не дошло до логического завершения. Руководство ведомства встало на сторону своих подчиненных, уладив конфликтную ситуацию.

Прокуратура выполняет важные функции в правовом государстве, осуществляет надзор за правомерностью действий ведомств и структур разного уровня.

Источник: https://FB.ru/article/339830/kakoe-osnovnoe-napravlenie-deyatelnosti-prokuraturyi

ovdmitjb

Add comment