Особенности педагогического общения в учебно воспитательном процессе
В статье рассматриваются проблемы педагогического общения, определяется его специфика. Подтверждается мысль о том, что эффективно организованное педагогическое общение, как форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагога и учащегося, может стать фактором, оптимизирующим учебно-воспитательный процесс.
Педагогический труд относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения.
Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Как научная категория педагогическое общение было выделено в середине 70-х годов ХХ века.
Начало изучению проблемы педагогического общения положили несколько направлений исследований. Это работы по вопросам социальной перцепции (А.А.Бодалев), исследования по теории коллектива и межличностных отношений в педагогическом процессе (А.В.
Петровский), цикл трудов по психологии труда учителя (Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков). Эти психологические исследования подготовили появление первых работ по проблемам педагогического общения.
В психологии педагогическое общение определяется как частный вид общения (в сопоставлении с деловым общением в бизнесе, профессиональным общением врача с пациентом) с присущими ему общими чертами этой формы взаимодействия и специфическими для образовательного процесса. Профессор И.А.Зимняя рассматривает педагогическое общение как форму учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это – личностно и социально ориентированное взаимодействие [1, 23].
В.А.Сластенин определяет педагогическое общение как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [2, 97].
А.А.
Леонтьев подчеркивает важность создания благоприятного психологического климата в педагогическом общении и дает следующее определение данному феномену: «Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [3, 51].
Таким образом, исследователи, определяя сущность педагогического общения, опираются на принципиальную позицию в отношении анализа данного феномена:
- Исследование педагогического общения должно осуществляться в рамках общей теории общения и в тех же терминах.
- При анализе необходимо учитывать специфику педагогического общения.
- Педагогическое общение – это форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагога и учащегося.
Полиобъектная направленность педагогического общения состоит в том, что оно направлено не только на само взаимодействие с обучающимися, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений, что является основным для педагогической системы. Выделяется тройная направленность процесса общения: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние и перспективные линии развития) и на предмет освоения.
Как форма учебного сотрудничества педагогическое общение характеризуется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Поэтому своеобразие педагогического общения выражается в органичном сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Своеобразие педагогического общения заключается и в реализации его функций, которые обусловлены целями профессиональной деятельности педагога.
По мнению А.А.Лобанова в общении выделяются четыре основные функции:
- инструментальная – координация деятельности путем общения;
- синдикативная – создание общности, группы;
- самовыражения – презентация личности в процессе общения;
- трансляционная.
Исследователь считает, что последняя функция должна представлять особый интерес для педагогического общения, так как именно эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности [4, 34].
С точки зрения А.А.Лобанова, функции профессионально педагогического общения имеют свои отличительные особенности. Поэтому, наряду с информационной, воспитательной и контактной функциями, исследователь выделяет следующие:
- функция познания людьми друг друга;
- функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности;
- функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
- функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера;
- функция открытия ребенка на общение;
- функция соучастия.
Таким образом, существует множество подходов к определению функций педагогического общения, однако, несмотря на это, во многих исследованиях подчеркивается полифункциональность данного феномена. Широкое функциональное поле позволяет решать важные задачи обучения и воспитания.
Профессор Н.В.Клюева считает, что задача общения, то есть коммуникативная задача, это цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.
Задача общения зависит от внешних и внутренних условий, но именно она определяет характер действия общения.
Коммуникативная задача выполняет роль побудителя ответного речевого и неречевого действия, это продуктивно-рецептивная единица [5, 34].
В педагогическом общении с позиции педагога выделяют следующие группы коммуникативных задач:
- передача информации;
- затребование, запрос информации;
- побуждение к вербальному или невербальному действию;
- выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения.
В ряде исследований была сделана попытка дифференцировать коммуникативные задачи. Выделяются коммуникативные задачи говорящего: сообщение, убеждение, побуждение, внушение, одобрение, объяснение, доказательство и т.д.
Многообразие подходов при изучении авторами проблемы педагогического общения хоть и не привело к единому мнению в отношении содержания педагогического общения, его структурной единицы и функций, но в них отражены существенные моменты в понимании сути проблемы.
Опрос педагогов, имеющих различный педагогический стаж, показал, что многие из них не осознают цели и функции педагогического общения, не понимают структуру, не воспринимают коммуникативную задачу как необходимый элемент педагогического процесса.
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но в педагогике оно является инструментом воздействия и превращается в категорию профессионально значимую.
Таким образом, эффективно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить: реальный психологический контакт между педагогом и учащимися и превратить их в субъектов общения; преодоление разнообразных психологических барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов и учащихся; перевод учащихся с привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества, а следовательно, и их превращение в субъектов педагогического творчества; продуктивные межличностные взаимоотношения педагога и учащихся, в которых органично сочетаются деловой и личностный уровень общения; целостная социально-психологическая структура педагогического процесса. При таком понимании данного феномена педагогическое общение становится фактором, оптимизирующим учебновоспитательный процесс.
Литературы:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. для вузов. – Москва, 2000. – 320 с.
- Слестенин В.А. Педагогическое общение. – Москва: «Просвещение»,– 217 с.
- Леонтьев А.А. Общение, личность и психика ребенка.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студентов в ВУЗ. – М., 2002. – 220 с.
- Педагогическая психология: Учебник /Под ред.
- Слестенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. – М., 1991. – 170 с.
Фамилия автора: Дуйсенбаев Абай Кабакбаевич, Балтымова Мира Рашидовна
В статье представлен анализ тенденций развития мирового туризма. Рассмотрены особенности таких тенденций как усиление конкуренции на рынке туристских услуг, демографические изменения, забота туристов о своем здоровье, технические достижения, охрана окружающей среды и др.
А.Ж. Киязова, 2013
Источник: https://articlekz.com/article/20604
Педагогическое общение
Педагогическое общение — это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.
Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.
Стили педагогического общения
Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.
Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.
Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям.
Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.
Демократический стиль педагогического общения
Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.
Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.
Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.
Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.
Авторитарный стиль педагогического общения
Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.
Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.
Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.
Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.
Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.
Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.
Либеральный стиль педагогического общения
Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.
Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.
Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.
Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.
Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.
Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.
К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.
На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.
Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.
В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.
Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.
Структура педагогического общения
В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:
1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения.
Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя.
Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).
2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:
— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);
— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);
— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);
— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).
Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.
4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).
Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнерами по общению друг друга.
Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога.
К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.
Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.
Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний.
Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации.
Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.
Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.
Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.
За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.
Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.
Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.
Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.
Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.
Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.
Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.
Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.
Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.
Источник: https://psihomed.com/pedagogicheskoe-obshhenie/
Add comment