Kievuz

Опосредствованное запоминание

Опосредованное запоминание по Леонтьеву: Методика запоминаний

Опосредствованное запоминание

А.Н.Леонтьев успешно адаптировал и реализовал методику по исследованию памяти, разработанный тандемом ученого и психолога Лурия и Выготского. Смысл техники заключен в опосредовании возникающих образов для лучшего запоминания полученной информации.

Данная техника эффективно применяется как в качестве выявления особенностей памяти, так и для выявления характеристик построения ряда ассоциативных образов, которые позволяют выявить конкретный тип мышления.

Опосредованное запоминание является процессом соотношения ассоциативных образов с предметом запоминания. Оптимизацией такой техники и внедрения в массы наука психология обязана Леонтьеву, который провел масштабную работу по описанию и изучению процессов в психике.

Автор предложил четыре блока материалов с разнообразным уровнем сложности, позволяющие работать даже с испытуемыми, обладающих низким уровнем грамотности.

Описание методики

Методика заключается в исследование процесса памяти с использованием специальных карточек, на которых изображены различные рисунки.

Раскладывают карточки в количестве тридцати штук в хаотичном порядке – данные изображения будут помогать испытуемому запоминать слова, путем создания образов, т.е. фантазий, касаемо тех слов, что описаны на картинке.

Затем, руководитель эксперимента называет слова, которые представлены в методике опосредованного запоминания.

Те слова, которые названы в ходе теста, отличаются от того, что изображено на картинках, поэтому прямой логической цепочки по ассоциациям не может возникнуть. Единственный возможный вариант – логическая взаимосвязь. При этом личные качества испытуемых не являются решающими. Результат теста напрямую зависит от образа мышления испытуемого.

Специфика применения теста Леонтьева

Методика нашла широкое применение в клинической психологии. Такую технику используются при исследованиях памяти, выявляют сохранность мыслительного процесса, а также логики при построении ассоциативного ряда.

Множество заболевания с психическим диагнозом ведут к нарушению данных процессов.

К примеру, синдром Корсакова, при котором пациенты оптимально проходят тесты на сопоставление образов, но по окончании исследования затрудняют вспомнить хотя бы одно слово.

При заболеваниях шизофренией, пациент не в силах справится с поставленной задачей исследования уже на первом уровне заданий.

Данному контингенту не доступно логической выстраивание и соотношение между картинкой и словами. Подобные задачи ставят пациента в ступор. Ведь образы подбираются в хаотичном порядке.

Также при иных расстройствах психики во время теста будут видны повреждения процессов, которые выражаются в искажении ассоциаций или взаимосвязями между зрительным образом и запомнившимся.

Техника использования

Первое задание метода заключается в необходимости выбора любой карточки, ассоциирующейся с называемым словом.

Далее эта картинка откладывается в сторону и тест продолжается. По итогам исследования, испытуемый должно припомнить все слова, которые он сопоставлял с иллюстрациями.

Необходимо соблюдать процедуру протоколирования. В специальный бланк нужно записывать всю полученную информацию: ассоциативные образы, логические цепочки. А также записать результат теста.

Подсчет итогов проводится в качестве распределения баллов:

  • 4 – высокий уровень (При наличии 11-ти правильно указанных слов);
  • 3  – средняя ступень (от 7 до 10 верно названных вариантов);
  • 2 – низкая ступень (от 6 до 3 точных слов);
  • 1 – низкая ступень (менее 2-х слов).

Тестирование для детей

Если в качестве испытуемого тест проходит ребенок, понадобиться две картинки, на которых изображены 9 предметов, которые знакомы малышу и 5 слов (подробная информация изложена в методике). Картинки необходимо вырезать по линиям.

Цель эксперимента – выявить уровень точности при воспроизведении тех слов, что будут предлагаться ребенку, а также особенность мышления индивида.

Как выполняется методика

Разложите перед ребенком 9 картинок и сообщите о том, что сейчас будут названы слова, которые ему необходимо запомнить. Чтобы облегчить задачу, подбирайте более корректные слова для каждого изображения. К примеру, слово «время» ассоциируется с картинкой «часы». Если ребенок подтверждает понимание «игры», то тест можно продолжить.

Важно: ребенок должен объяснять каждую связь.

По завершению исследования, картинки убираются и ребенку дают иное задание, которые будет отвлекать его внимание. Спустя полчаса следует показать малышу те картинки, что были отобраны. Также необходимо, чтобы ребенок постарался вспомнить те слова, которые назывались.

Результаты теста

Умственное развитие в норме, если ребенок проявляется интерес к необычному, понимает смысл данных инструкции. При установлении связи между картинкой и словом проявляется мысленная активность. Если у ребенка возникает трудность в припоминании некоторых слов, то это не значит, что он неадекватный.

Ненормальное умственное развитие, т.е. его отставание проявляется в том, что ребенок интересует сугубо картинками и не проявляет интерес к самому заданию, т.к. не понимают его смысла.

Даже при наличии помощи ребенок не в силах понять задание. Трудность заключается в том, что картинки препятствуют запоминанию слов.

А при показе отобранных изображений ребенок называет то, что видит, а не то слово, что называлось ранее.

Источник: https://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/sredstva-uluchsheniya-pamyati/metodika-leonteva.html

Опосредованная память – это… Определение, за что отвечает, развитие памяти

Опосредствованное запоминание

Как известно, существует несколько способов, посредством которых мы поглощаем и позднее анализируем поступающую из внешнего мира информацию. Большинство среднестатистических людей знают лишь о двух разновидностях памяти: кратковременной и долговременной.

Но это далеко не все возможные деления. Существуют также виды памяти, основанные на ассоциациях и логике.

Называется это опосредованной памятью, суть которой в том, чтобы проводить параллели между уже полученными знаниями и новой информацией и посредством этого лучше запоминать необходимые факты.

В чем же все-таки смысл?

Опосредованная память — это механизм запоминания информации посредством анализа, переосмысления и сравнения заучиваемого материала.

Разумеется, каждый человек хоть раз неосознанно использовал эту методику, не особенно вникая в то, что именно он делает, но, тем не менее для лучшего понимания, необходимо знать специфику того, как работает опосредованная память.

А для этого нужно разобраться в основах, а именно в наиболее важных разновидностях памяти.

Первые среди равных или кратковременная и долговременная память

В качестве примера можно привести очень знакомую для многих ситуацию. Человек в первый раз пытается что-то выучить. Он смотрит в книгу, прочитывает необходимый для запоминания материал и, закрыв книгу, немедленно, без запинки воспроизводит все практически идеально.

Но спроси его о том, что он прочитал, спустя всего несколько минут — и едва ли получишь конкретный и полный ответ. Так работает кратковременная память. Как правило, она чрезвычайно недолговечна. Информация хранится не более двадцати пяти секунд. Дальше она либо переходит в долговременную память с помощью анализа, повторения, разбора.

Либо же она исчезает из памяти практически без следа. Все зависит от дальнейшего отношения человека к полученной информации.

Нетрудно догадаться, что опосредованная память имеет долговременный характер. Но существует и ее противоположность.

Две стороны одной монеты или опосредованная и непосредственная память

Когда говорят об отличниках и умниках, которые только и делают, что без конца перечитывают и заучивают наизусть учебники и научные книги, невольно используют снисходительный тон. И в этом есть доля справедливости. Способность человека запоминать доказывает лишь его упорство и силу воли, но никак не наличие впечатляющих умственных способностей.

А заучивать, не вникая в смысл текста, бессмысленно и, по правде говоря довольно легко. Эта информация не сможет надолго закрепиться в памяти и едва ли поможет хоть кому-нибудь стать умнее. Однако такой способ запоминания имеет право на существование. Он называется непосредственной памятью.

Как можно догадаться, такой способ довольно часто использует школьники и студенты различных учебных заведений. Также он хорошо тренирует память в целом, но обладает множеством недостатков. Недолговечность информации — пожалуй, самый основной из них.

Опосредованная и непосредственная память различаются тем, сколько усилий приложил человек к освоению необходимой ему информации и каким был коэффициент его полезного действия, а если точнее то, как долго и насколько хорошо он будет помнить полученные сведения.

Так что же выбирать?

Опосредованная память — это оптимальный вариант, если человеку необходимо запомнить информацию действительно на довольно длительный период. Сам по себе он требует определенных усилий, а также использование некоторых психологических приемов.

И не на случайном прохожем, а на самом себе. Впрочем, каким бы тяжелым и страшным ни казался этот способ, это всего лишь видимость. И в любом случае результат будет того стоить. Например, если человеку понадобится выучить очередной иностранный язык.

Или если он хочет запомнить информацию, которая напрямую связана с его будущей профессией. В таком случае долговременная и опосредованная память придутся очень кстати.

А вот если запомнить информацию необходимо всего на каких-нибудь несколько дней или даже часов, то тут пригодится непосредственная память.

Диагностика опосредованной памяти очень популярна среди хорошо обеспеченных семей, в которых заботятся об успеваемости ребенка. Часто детей в самом разном возрасте отводят к врачам, специализирующимся в сфере психологии, чтобы проверить, способны ли они запоминать информацию в той же степени, что и их сверстники.

Если ребенок проваливает тест, ему советуют обратиться к специалистам или пройти определенные курсы реабилитации. При среднем уровне развития опосредованной памяти у ребенка психолог может просто посоветовать родителям, чтобы они заставляли своего отпрыска учить, допустим, стихи или принимать участие в развивающих играх.

Нет ничего непоправимого.

Как именно проверяют память?

Все очень просто. Требуется только лист бумаги и ручка. Перед началом проверки психолог спокойным и дружелюбным тоном объясняет, что именно требуется от ребенка. Затем, убедившись, что «подопытный» все понял, врач начинает диагностику.

Сперва он называет какое-либо слово или предложение, а после этого ждет ровно двадцать секунд. За это время ребенок должен изобразить или написать на бумаге то, что поможет ему позднее вспомнить, о чем шла речь.

По окончании двадцати секунд психолог говорит второе слово или предложение, и так десять раз.

После этого от ребенка требуют повторить все, что он может вспомнить, глядя на свои записи или рисунки. Если он повторил слово правильно, ему дается один балл.

При этом учитываются словосочетания, воспроизведенные не в точности, как было сказано изначально, а приблизительно. Главное, чтобы смысл изречения не менялся.

Вот только за такие неточности при окончательном подсчете снимается полбалла.

Результаты

Максимально ребенок может получить десять баллов за тест. Это значит, что он без запинок воспроизвел все слова или предложения, которые ему продиктовали, и что у него чрезвычайно хорошо развита опосредованная память.

Восемь и девять баллов говорят о том, что родителям не о чем беспокоиться, и ребенок, вероятнее всего, будет хорошо успевать в учебе. От четверых до семи баллов — это средний уровень.

Такой ребенок вполне может добиться успеха в жизни, но ему не стоит связывать свою будущую профессию с занятиями, в которых постоянно будет требоваться что-либо запоминать. А при трех, двух, одном или нуле баллов уже необходимо всерьез заняться умственными способностями ребенка.

Не стоит беспокоиться! Может быть, все дело в рассеянном внимании или нежелании ребенка следовать правилам. В таком случае нужно всего лишь поменять методы воспитания, а помощь врачей не требуется.

Диагностическая методика опосредованной памяти показала себя весьма действенной в последнее время. Казалось бы, ее простота должна была отпугнуть людей, но, напротив, все больше из них проверяют себя и своих близких с помощью этой методики.

Заключение

Опосредованная память — это то, без чего люди не смогли бы жить и развиваться. Даже мыслить! Поэтому так важно понимать, каким образом она работает.

Посредством этого мы сможем приблизиться к пониманию работы человеческого мозга. В конце концов, разум — загадка, которую человечество стремилось разгадать с самого своего появления.

Ведь, по сути, не осознавая себя и мир вокруг нас, мы бы стали самыми обыкновенными животными.

Источник: https://FB.ru/article/398632/oposredovannaya-pamyat---eto-opredelenie-za-chto-otvechaet-razvitie-pamyati

ovdmitjb

Add comment