Kievuz

Понятие социального обеспечения и его функции

Понятие социального обеспечения

Понятие социального обеспечения и его функции

1Понятие права социального обеспечения2Виды социального обеспечения3 Функциисоциального обеспечения4 Социальнаязащита и социальное обеспечениеЗаключение

Правона социальное обеспечение – одно изосновных социально-экономических правчеловека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщейдекларации прав человека 1948 года1,в ст.11 Международного акта об экономических,социальных и культурных правах 1996 годаи других международных актах.

Термин«социальное обеспечение можетупотребляться в различных смыслах:во-первых, под социальным обеспечениемпонимается особая форма распределительныхотношений; во-вторых – как функциягосударства; в-третьих – как государственнаясистема и форма материального обеспеченияграждан в старости, при потере кормильца,нетрудоспособности и в других случаях;в-четвертых – как отрасль права; в-пятых,как право граждан2.

Нанаш взгляд, социальное обеспечение –это форма распределения материальныхблаг не за труд. В социальном обеспеченииматериальные блага распределяютсянетрудоспособным членам общества засчет государства и специальных фондовв случаях и на условиях, установленныхв социальных нормах.

В то же время,социальное обеспечение можно определитькак систему создаваемых государствомправовых, экономических и организационныхмер, направленных на компенсациюпотерянной заработной платы, какисточника средств существованиявследствие наступления обстоятельств,признаваемых государством социальнозначимыми.

Социальноеобеспечение осуществляется за счетсредств социально предназначенных наэти цели. В зависимости от источникаденежных средств можно различить двавида социального обеспечения:

-государственное социальное обеспечение,которое осуществляется за четгосударственного и местного бюджетов;

-негосударственное социальное обеспечение,которое осуществляется за счет средствюридических и физических лиц – вкладчиковпенсионных фондов.

Виды социального обеспечения

Независимоот источника денежных средств,государственное социальное обеспечениеможет осуществляться в следующихвидах

-денежные выплаты (пенсии, пособия,компенсации, материальная помощь ит.д.);

-натуральная помощь (медикаменты, продуктыпитания, технические приспособлениядля инвалидов);

-льготы и услуги (содержание вдомах-интернатах для престарелых иинвалидов, в детских домах, социальноеобслуживание на дому и т.д.);

-компенсация дополнительных расходов,связанных с лечением, реабилитацией иоздоровлением инвалидов (в стационаре,амбулаторно, в санаториях, домах-интернатахдля престарелых и инвалидов), проездомк месту лечения и обратно, переобучение(переподготовка) безработных;

-единовременные денежные и неденежныевиды поддержки отдельных категорийграждан;

Посубъектам социального обеспеченияможно выделить:

1)граждане нетрудоспособного возраста:

  • пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;
  • дети, включая подростков;

2)граждане трудоспособного возраста:

  • безработные;
  • временно нетрудоспособные;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные.

Функции социального обеспечения

Сущностьсоциального обеспечения проявляетсяв следующих функциях:

-политическая;

-экономическая;

-социальная;

-трудовая;

-демографическая;

-реабилитационная.

Экономическаяфункция социального обеспечениязаключается в том, что она замещаетзарплату или иной доход, утраченный всвязи с возрастом, нетрудоспособностьюили потерей кормильца, или в оказаниипомощи малоимущим.

Политическаяфункция социального обеспечениязаключается в поддержании социальнойстабильности и ослаблении социальнойнапряженности в обществе, в которомимеются значительные различия в уровнежизни различных слоев населения.

Социальнаяфункция социального обеспечениязаключается в поддержке социальнонезащищенных, наиболее нуждающихсякатегорий граждан путем выделения имдополнительных средств.

Трудоваяфункция социального обеспечениявыражается в том, что источником средствдля всех видов социального обеспеченияявляются трудовые отношения в данномобществе. От их уровня развития зависятвсе звенья системы социальногообеспечения 

Реабилитационнаяфункция социального обеспечениязаключается в создании нормальныхусловий для восстановления общественногостатуса инвалидов и других социальнослабых групп населения, что позволяетим ощущать себя полноценными членамиобщества.

Демографическаяфункция социального обеспечениянаправлена на стимулированиевоспроизводства народонаселения страны,что необходимо для нормального развитиягосударства.

Предметомправа социального обеспечения являютсяобщественные отношения по поводуобеспечения граждан пенсиями, пособиями,компенсациями, а также оказанием услугпроцедурного и правозащитного характера.Они включают в себя:

-общественные отношения по обеспечениюграждан пенсиями, пособиями, компенсациями;

-общественные отношения по предоставлениюпомощи в натуральной форме, т.е. обеспечениеконкретными товарами, услугами,предоставляемыми бесплатно или польготным ценам;

-общественные отношения процедурногоили процессуального характера.

Отношенияв сфере социального обеспечения посвоей экономической сути являютсяотношениями распределительными. Принятовыделять 5 способов распределения;

-бесплатный, на началах равного доступадля каждого гражданина к распределяемымблагам, но пропорционально разумным(рациональным) потребностям и экономическимвозможностям общества в пределахустановленного государством социальногонорматива (стандарта). Например, припредоставлении медицинских услуг, привыплате компенсаций в зависимости отподушевого дохода семьи, но в любомслучае вне связи с результатами трудовойдеятельности или уплатой пенсионныхвзносов;

-безэквивалентно, но нормировано, сучетом затрат прошлого или текущеготруда, потребностей производства,материальной обеспеченности. Например,при назначении трудовых пенсий, адреснойпомощи безработным, пособий по временнойнетрудоспособности;

-на льготных условиях с частичной оплатойстоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно.Например, обеспечение лекарственнымипрепаратами со скидкой, путевками насанаторно-курортное лечение и пр.;

-за плату;

-по труду в соответствии с его количествоми качеством.Как видим, отношения этиочень разнородны и требуют различныхметодов правового регулирования.Отношения, основанные на принципеплатного предоставления услуг, составляютсферу регулирования гражданского права.

К ним же относятся распределительныеотношения и третьего способа, но лишьв той части, которая базируется навозмездности. Распределительныеотношения пятого вида относятся к сферетрудового права.

Распределительныеотношения первых трех способов относятся,в основном, к праву социальногообеспечения.

Долгоевремя эти отношения развивались в рамкахтрудового, административного, финансовогоправа. Но с течением времени по мереразвития законодательного материала,развития самого права социальногообеспечения и его особенностей, правосоциального обеспечения выделилось всамостоятельную отрасль права.

Основнымвидом общественных отношений, составляющихпредмет права социального обеспечения,являются, как указывалось выше, пенсионныеотношения.

Пенсионныеправоотношения возникают в связи свыплатой:

• пенсийпо старости;

• пенсийпо инвалидности;

• пенсийза выслугу лет;

• социальныепенсии.

Правоотношенияпо поводу пособий возникают в связи свыплатой пособий:

• повременной нетрудоспособности;

• побеременности и родам;

• всвязи с возмещением ущерба здоровьюработникам в результате несчастногослучая или профессионального заболевания;

• адреснойсоциальной помощи безработным;

• единовременногопособия в связи с рождением ребенка.

Правоотношенияпо поводу компенсаций возникают в связис выплатой компенсаций:

• трудоспособнымгражданам, ухаживающим за ребенком-инвалидомв возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы,лицом старше 80 лет;

Правоотношенияв связи с оказанием помощи в натуральнойформе в связи с предоставлением:

-товаров или услуг льготно или бесплатно;

-медицинской помощи;

-лекарств;

-санаторно-курортного лечения;

-содержания детей в детских учреждениях;

-транспортных средств инвалидам;

-профессионального обучения ипереподготовки;

-иных льгот.

Правоотношенияпроцедурного характера возникают всвязи с совершением юридически значимыхдействий:

1.установление юридических фактов, безкоторых не может возникнуть материальноеотношение (например, для назначенияпенсии по инвалидности необходимоустановить факт инвалидности, а дляназначения пособия по временнойнетрудоспособности необходимо установитьфакт нетрудоспособности и т.д.);

2.в связи с реализацией права на социальноеобеспечение, т.е. при назначении любоговида социального обеспечения;

Правоотношенияпроцессуального характера связаны срассмотрением споров, возникающих вэтой области и обжалованием решенийдолжностных лиц или государственногооргана в административном или судебномпорядке.

Эти споры могут возникать поразличным вопросам: отказ в назначениитого или иного вида социальногообеспечения или при определении егоразмера в денежной форме, установлениипричин или группы инвалидности,определении права на льготы и т.д.

Кромеосновных, пенсионных отношений, впредмете социального обеспечения можновыделить некоторые производные,процедурные отношения. К ним относятсяотношения по формированию и использованиюПенсионного фонда, отношения по выплатеразличных пособий, медицинскому исанаторно-курортному обслуживаниюграждан, предоставление льгот ипреимуществ ветеранам войны и труда засчет государственных источников.

Всеэти правоотношения в совокупности исоставляют предмет социальногообеспечения.

Соответствующимивидами социального обеспечения являются:

1.пенсии, пособия, компенсации;

2.помощь в натуральной форме;

3.помощь процедурного или процессуальногохарактера.

Видыпенсии:

1.по старости;

2.по инвалидности;

3.за выслугу лет;

4.в связи с потерей кормильца;

5.социальные пенсии.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5809433/

Понятие, система и функции права социального обеспечения

Понятие социального обеспечения и его функции

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части.

Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления.

Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС).

Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistema-i-funktsii-prava-sotsialnogo-obespecheniya

Понятие социального обеспечения и его функции

Понятие социального обеспечения и его функции

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение является институтом , при помощи которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке и помощи.

Социальное обеспечение неразрывно связано с этими понятиями, как «социальная защита» и «социальная политика населения», исходя из этого нужно изучить их взаимоотношения и содержание.

Социальная политика выступает как целенаправленное действие страны, муниципальных органов власти, организаций и общественных объединений на существующую совокупность публичных взаимоотношений с целью быта условий населения и улучшения труда.

Социальная политика, как и политика по большому счету, включает в собственную структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию[1].

На данный момент социальная политика Русского страны выяснена в Концепции долговременного развития экономики РФ на период до 2020 г. утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и

в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, которая утверждена указом Главы Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 135, а также в указах Главы Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

№ 597 «О мероприятиях по реализации национальной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ».

Среди приоритетов социальной политики в указанных документах обозначены: улучшение качества социальной среды и здоро-

вья нации, выход на стабильные повышение продолжительности и демократические показатели судьбы; ускорен-

ное развитие людской потенциала, выход на стандар-

ты обеспечения одолжениями здравоохранения, характерные для развитых государств; понижение бедности до отметки, характерного для развитых государств; увеличение уровня рождае-

мости и др.

Соцзащита населения — это совокупность публичных взаимоотношений по обеспечению условий для обычной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность страны, муниципальных органов власти, общест-

венных объединений, организаций по созданию благопри-

ятной для человека внешней среды, охране детства и материнства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, опытной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, обслуживанию и материальному обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной помощи граждан.

Соцзащита населения есть практической деятельностью по реализации главных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, финансовых и материальных ресурсов и включает яркую организаторскую работу органов, организаций и учреждений.

Посредством мер соцзащиты населения производится охрана окружающей природной среды, оказывается материальная помощь дамам-матерям, детям, семье, предоставляются медицинские и образовательные услуги, трудоустраивается незанятое население, осуществляется помощь других лиц и безработных, находящихся в непростом материальном положении, смягчаются отрицательные последствия экономической реформы (осуществляется индексация сбережений и доходов граждан, регулирование минимального размера зарплаты , контроль за стоимостями, налогообложение и т.п.). Государство, муниципальные органы власти, организации содействуют гражданам в приобретении имущества в собственность (посредством приватизации национальных и муниципальных фирм, жилья, земель, благодаря созданию фермерских хозяйств, домашних и других частных фирм и т.д.)[2].

Социальное обеспечение представляет собой один из блоков соцзащиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как совокупность

защиты граждан от наступления жизненных событий, каковые влекут за собой потерю либо понижение дохода или повышенные затраты, малообеспеченность. Эти жизненные события в потенции именуются социально-экономическими рисками и делятся на страховые и нестраховые[3]. Виды социально социальных страховых рисков перечислены в п. 1 ст.

7 Закона об базах соцстрахования. Тут они выступают как предполагаемые события. Свершившиеся же события — это страховые случаи (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, заболевание и др.).

Они касаются застрахованных членов и лиц их семей. Нестраховые случаи и риски относятся к гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащим, сотрудникам МВД и др.). Вышеуказанные жизненные события возможно классифицировать следующим образом:

1) биологического характера (роды и беременность; рож-

дение детей; заболевание либо травмы от общих обстоятельств; инвалидность от общих обстоятельств; смерть от общих обстоятельств; достижение пенсионного возраста);

2) производственного характера (несчастный случай на производстве; опытное заболевание; военная травма; заболевание, полученное во время прохождения военной либо правоохранительной работы; инвалидность; смерть; выслуга лет);

3) экономического характера (безработица, инфляция, малообеспеченность);

4) демографического характера (наличие детей в семье; многодетность; неполнота семьи; одиночество; сиротство).

Субъектами в данных отношениях выступают калеки, лица пожилого возраста, семьи с детьми, семьи и малоимущие граждане и др. Им предоставляются медпомощь, пенсии, пособия и т.д. Это обеспечение представляется в правовом поле о социальном обеспечении.

Цель социального обеспечения — не допустить, смягчить либо устранить негативные последствия наступления страховых и нестраховых случаев. С целью достижения данной цели создаются особые денежные источники. Деятельность по социальному обеспечению реализовывают органы страны, муниципальные органы власти, федеральные, региональные и муниципальные учреждения, организации-работодатели.

С учетом изложенного возможно дать следующее определение понятия социального обеспечения.

Социальное обеспечение — это совокупность публичных взаимоотношений, складывающихся между органами государства и гражданами, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из особых денежных источников и на базе законодательства медицинской помощи, пенсий, других видов и пособий обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, влекущих за собой потерю либо понижение дохода, повышенные затраты, мало-обеспеченность с целью не допустить, смягчить либо устранить негативные последствия наступления страховых и не страховых случаев.

1.2. Функции социального обеспечения

Функции социального обеспечения — это обусловленные его целевым назначением и природой направления действия на общество.

Между обществом и социальным обеспечением как его элементами и системой существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это действие есть первичным и определяющим.

В один момент имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение посредством собственных функций воздействует на обусловливающие его факторы. Делая эти функции, социальное обеспечение представляет собой деятельный фактор развития общества.

Действие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной совокупностью. Одновременно с этим любая из главных сфер общества подвергается действию соответствующей функции.

Потому, что общество подразделяется на пять главных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-быто-вую, — нужно различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения содержится в

Источник: kursak.net

, которые вам, наверника будут интересны:

Источник: http://kbrbank.ru/ponjatie-socialnogo-obespechenija-i-ego-funkcii/

ovdmitjb

Add comment