Kievuz

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Содержание

Здоровье и ЗОЖ как целевые параметры социальной работы — курсовая работа

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

     Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям.

Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций.

Поэтому  оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. 

1.3 Роль социального работника по формированию здорового образа жизни

  

     Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

     Особенности социальной деятельности по сохранению здоровья – это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

        Следовательно, повышение уровня медицинской активности и грамотности населения является важнейшей задачей социального работника. Важной составной частью социальной активности является установка на здоровый образ жизни. Ведь в ряде случаев социальная работа играет решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации  больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности

     Здоровый образ жизни единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

      Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения                     [Павленок П.Д.,2004]. Поэтому формирование такого стиля жизни у населения является обязанностью каждого социального работника.

Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами:

– возрастом клиента;

– видом его социальной деятельности;

– экономическим положением семьи;

– состоянием здоровья (физического, психического);

– степенью:

  • нарушения его адаптивных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления;
  • социальной активности;

– наличием определённых факторов, оказывающих влияние на здоровье человека;

– возможностями общества  др.

         Рассматривая роль специалиста по социальной работе в формировании навыков здорового образа жизни, мы можем отметить следующие мероприятия, которые может проводить специалист по социальной работе: мероприятия по гигиеническому воспитанию, формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики клиентов,  в том числе профилактика ВИЧ; участие в разработке программ профилактики заболеваний, укрепление и сохранение здоровья; участие в организации профилактических осмотров; информирование граждан о состоянии индивидуального и общественного здоровья; санитарно -гигиеническое просвещение; содействие в организации досуга; адекватного здорового образа жизни; профилактика вовлечения в асоциальные группы, комплексная оценка социального статуса клиента; выявление неблагоприятной микросреды и ее оздоровление; информирование соответствующих служб об изменении социального статуса клиента; информирование соответствующих служб о наличии социальных проблем (семейных, бытовых, материальных, правовых); участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности и др.

        Социальный работник  должен четко понимать особенности здоровья и   здорового образа жизни. Ведь без знания данных категорий социальная работа снижает свою эффективность. А также социальному работнику необходимо обладать различными навыками для того чтобы донести до клиентов важность  ведения здорового образа жизни, доступным ненавязчивым образом.

     Следование нормам и принципам ЗОЖ  –  долг  каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.    

1.4 Деятельность социального педагога по формированию здорового   образа жизни  учащихся

 

         В последние годы, по данным статистики, происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличилось количество хронических заболеваний.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого.

         Ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. С раннего возраста детям необходимо привить желание работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.

         Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению С.В. Гущина, здоровье человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 – 25% – от наследственности и системы здравоохранения.

Применительно к детям и подросткам обусловленность здоровья социальными условиями становится еще больше.

Ведущими формирующими факторами оказывается режим дня, экология, внутренняя среда помещения, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

         В связи с этим остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально – педагогических условий.

           Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Прежде всего, социальный педагог ориентирован на сохранение и укрепление социального здоровья и подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работая с детьми, педагогами и родителями.

Основные направления  деятельности:

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса.
  2. Формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.
  3. Внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни.
  4. Отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с психологом и медицинским работником).
  5. Профилактика и коррекция социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманий, наркоманий.)
  6. Социально-педагогическая поддержка детей группы «риска» [Шишковец Т.А., 2005].

         Школа ответственна за сохранение здоровья детей и формирование  здорового образа жизни. В этом процессе участвует весь педагогический коллектив.

Социальный педагог выступает в роли координатора, организатора и посредника при решении оздоровительных задач: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, оптимизация физического воспитания, гигиеническое и половое просвещение, лечебно-профилактическая, социально-психологическая поддержка учащихся.

          Основными содержательными аспектами социально-педагогической деятельности по охране здоровья учащихся являются следующие:

Социально-педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классным руководителем)  

  • содействие формированию здорового образа жизни семьи;
  • обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов;
  • гуманизация семейных отношений.

Оптимизация физического воспитания учащихся (совместно с учителем физической культуры):

  • учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся;
  • организация активного отдыха на переменах и после урока.

Гигиеническое и половое воспитание (совместно с медицинскими работниками и классными руководителями):

  • расширение знаний учащихся о половозрастных и индивидуальных особенностях организма;
  • обучение навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса(совместно с администрацией и педагогами):

  • адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья групп школьников;
  • учет психофизиологических особенностей;
  • улучшение условий обучения.

 

Лечебно-профилактическая работа (совместно с медперсоналом):

  • контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование);
  • профилактика отклонений состояния здоровья (медосмотр и прививки).

Социально-психологическая поддержка (совместно с психологом):

  1. исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации;
  2. определение состояния психико-эмоционального и социального статуса учащихся;
  3. групповая и индивидуальная работа с учащимися группы риска по преодолению социально-педагогических трудностей;
  4. социально-педагогическая реабилитация учащихся группы риска в семье и школе. [ Шишковец Т.А., 2007]

Деятельность социального педагога в школе направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса. Она, несомненно, влияет на качество обучения и воспитания и обеспечивает качество жизни для детей в будущем.    

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

 

          Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Воркуты. В исследования приняли участие учащиеся    7 «А» класса.

Эксперимент проводился в мае 2009 года. В нем приняли участие 26 практически здоровых  испытуемых (17 мальчик и 9 девочек). В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.

     За основу исследования была взята методика  диагностики уровня сформированности культуры здорового образа жизни Э.Н. Вайнер. Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему здоровью. Перечень вопросов анкеты приведен в приложение №1.

     Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, далее 6 вопросов о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.

  Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 3 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ  «а», присуждалось 4 балла, за «б» – 2 балла и за «с» – 0.

     42 балла и выше  – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

      41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни  и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

Источник: http://freepapers.ru/8/zdorove-i-zozh-kak-celevye/101354.658084.list2.html

Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Формирование здорового образа жизни как важнейшая превентивная задача социальной работы.

Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек6.

Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем.

Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание уделяется следующим возрастным этапам: дошкольному, подростковому и юношескому, для которых характерно интенсивное развитие организма.

Анализ результатов комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран позволяет выделить основные направления деятельности социальных педагогов:

— рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

— оптимальная и систематическая физическая активность;

— эффективное научно обоснованное закаливание;

— комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;

— учет влияния на здоровье окружающей среды;

— вред и польза самолечения;

— аргументированная и действенная профилактика вредных для здоровья факторов.

В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени.

Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы исскуств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых.

Центры социального обслуживания населения согласно Положению осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. В них выделяются помещения для клубной работы, библиотек и мастерских.

Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям.

Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы7.

С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства.

Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями.

Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков.

В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни.

Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах8.

Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы.

Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга.

Многие авторы9 высказывают тревогу относительно формирования молодежных субкультур, которые характеризуются сегодня не столько как реальные молодежные сообщества, сколько в качестве целей маркетинговой концепции молодежи, когда самореализация молодежи в значительной степени происходит в навязанных формах, источником которых не всегда является молодежный интерес. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к развлекательности досуга:

— досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;

— досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;

— досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости10.

При этом педагогические действия расцениваются как партнерская помощь в приобретении самостоятельности, для развития которой необходимо выступать с предложениями и подготавливать соответствующую аргументацию для их обоснования.

Помощь социального педагога оказывается здесь особенно важной, чтобы молодежь могла успешно справляться с различного рода деятельностью при все большей самостоятельности в постановке цели, ее реализации, в организации социальных процессов, отношений и сотрудничества.

Основными методами при этом выступают консультации, информация, ориентация, просвещение, а также поощрение, подбадривание, стимулирование, проявление инициативы и социально-коммуникативных и индивидуальных действий.

Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы.

Являясь специфическим видом общественной деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, отличается многообразием и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический и развивающий характер.

Одним из определяющих понятий социально-досуговой деятельности является термин «свободное время», носящий общественный и политико-экономический характер и определяемый как общественно свободное время для реализации внутренних сил и приятного препровождения. Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. При этом свободное время является не только самоцелью, но и средством к более счастливой жизни.

Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения.

Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере.

Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

Темы для обсуждения

1. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы.

2. Вопросы гармонизации общественных отношений и культурно-досуговая деятельность.

3. Роль общественного самоуправления в организации культурно-досуговой деятельности.

4. Стратегия социальной работы по профилактике делинквентного (правонарушительного) поведения среди подростков.

5. Типология групп взрослых в сфере организации свободного времени.

6. Гуманизация среды и общественных отношений в системных подходах культурно-досуговой деятельности.

7. Основные аспекты теории свободного времени и ее значение для организации практики социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности.

8. Основные направления политики свободного времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М.; Тула, 1993.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

3. Зимняя И.А. Социальный работник: проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специалистов. Проблемы семьи и детства в современной России. — М., 1992.

4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.

5. Теория и практика социальной работы. — Пермь, 1994.

6. Теория и практика социальной работы. — Саратов, 1995.

7. Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, подготовка / Социальная работа. — М., 1992.—№ 5.

8. Теория социальной работы: Учебник / Отв. ред. Е.И.Холостова. — М.: Юрист, 1998.

9. Социальная работа: инновационные и компаративные исследования. — М.,1998.

БИБЛИОГРАФИЯ

1См.: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сущность и место культурно-досуговой деятельности в социальной политике государства //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М.; Тула, 1993. — Т. 1.

гOpaschowskiH.W. Padagogikder Freizeit. GrundlegungfurWissenschaftund Praxis, Bad Heilorunn, 1976.

3 Agritellis G. u. a. Der Zusammenhang von freizeitpolitischen Rahmenbedingungen und Freizeitinhalten (Schriften des BMfJFG Mr. 102). Stuttgart, 1976.

4 Kramer D. Freizeit // Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 406—414; Prahl H.-W. Freizeitsozioligie. Entwicklungen — Konzepte — Perspektiven Muncheri; Hentig H.V. Freizeit als Befreiungszeit / In: Opaschowski H.W. — 1977.

8 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сущность и место культурно-досуговой деятельности в социальной политике государства // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М.; Тула, 1993. — Т. 1.

6 Змановский Ю.Ф. Здоровый образ жизни и задачи социальных педагогов. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М.;

Тула, 1993.—Т. 2.

7 Компасе И. Досуг как поле социального воспитания / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М.; Тула, 1993. — Т. 1.

8 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993—1994 гг.) — М., 1994. — С. 143.

9Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 2. — С.115—117.

10 Ковалева А.И., Луков В.А. Курс социологии молодежи для социального работника: подходы к концепции и вопросы преподавания // Российский журнал социальной работы. — 1998. —№ 1. —С. 9; См.: Так же: Компасе И. Указ. соч.

Григорьев С. И. Социология социальной работы как содействие осуществлению и реабилитации жизненных сил человека // Российский журнал социальной работы. — 1996.—№ 2. — С. 11.

Источник: http://kursak.net/praktika-socialnoj-raboty-i-zdorovyj-obraz-zhizni-cheloveka/

ovdmitjb

Add comment