Kievuz

Психическое развитие личности

Развитие личности

Психическое развитие личности

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

1. Развитие личности ребёнка
2. Закономерности развития личности человека

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств.

Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания.

Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание.

В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др.

Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения.

Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо).

Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды, то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм.

В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным.

Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др.

Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности.

Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др.

Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п.

Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта.

Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности.

Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований.

Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться.

Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д.

Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке.

Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания.

Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер.

Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений.

Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами.

Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего.

Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств.

Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);

6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим.

Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Ещё по теме:

Рубрика: Духовное развитие

Источник: https://razvitie4.ru/razvitie-lichnosti.html

Психическое развитие человека и его особенности, Понятие о психическом развитии, Особенности психического развития человека, Показатели психического развития, Понятие возрастные и индивидуальные особенности пс сихичного развития, их соотношение – Возрастная психология Библиотека украинские учебникиів

Психическое развитие личности

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании.

Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

. Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер – начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека. В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностиі.

Особенности психического развития человека

Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности является немного разными, вариативными, и сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей. Раскроем содержание наиболее йголовниших из этих особенностей:

1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом).

Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформ муються во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики;

2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов,”отпусков”или отдыха.

Нави ить ночью мозг продолжает перерабатывать информацию, поступившую днем ??Исключение составляет лишь явление задержки психического развития, вызванное тяжелыми физическими или психическими травмами мозга, но оно доси во редкое и относится к отклонениямдо відхилень;

3) дискретность – распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом. Распределение этот условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;

4) необратимость. Те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование. Регрессивные т тенденции можно заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались. ЗФрейдомом;

5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития – физическим, социальным, физиологическим.

Так, в немовлячому возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений – например, когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятие действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов.

У подростков процесс полового созревания приводит изм ины образа”Я”, начинается осознание себя как взрослого – это является подтверждением связи физиологического и психического развития.

Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе – новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики. Итак, когда ученые хотят подчеркнуть взаимосвязь данных направлений развития индивида, то с гаду о его роста, созревания и социализации соціалізацію;

6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики разви

. Данное качество нужна, чтобы избежать перегрузки психики

щихся ускоренно, а другие – замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно – замедляются).

Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в течение немовлячого периода интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем – раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;

7) переход от низших психических структур в высшие. Новые структуры психической деятельности возникают путем дифференциации имеющихся структур, то есть целостных форм, выделение отдельных функций и новой их интеграция ции, т.е. объединения в новое целое. Иначе говоря, процесс этот идет не от элементов к целому, а от структурно низшего к высшему целого.

Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга). Она не просто оказывается, а образуется из того, что уже у индивида, и он усваивает из общественной среды.

Доказательством того, что генетически более ранние структуры не исчезают с возникновением поздних есть возможность возврата к ним них;

8)”спиралевидный”характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более

. Обладая системой обобщенных, абстрактных операций при решении задачи человек может при необходимости прибегать к конкретным действиям и даже к наглядно-действенных способов мышления

. Обостренное стремление к самостоятельности, что проявляется в конце раннего возраста в непослушания, упрямства, строптивости, конфликтах со взрослыми, повторяется у детей-семилеток и в подростковом возрасте, а но с новыми содержанием и формам.

. ГС. Костюк совершенных ее форм не означает, что он идет прямолинейно. Как отмечают некоторые исследователи, в нем наблюдаются бы возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых взаемов отношений индивида с общественной средой, т.е., образно говоря, психическое развитие идет не по прямой, а”по спирали”ралі”;

9) взаимосвязь количественных и качественных изменений психики. Психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований. При этом психические процессы и свойства ребенка носят в основном качественные различия в психики взрослыхх;

10) планомерность и преемственность психического развития.

Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека).

Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.

Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

. Детство говорит о человеке, как утро о грядущем день

. Дж. Мильтон

Показатели психического развития

Для определения адекватности содержания и темпов психического развития индивида психологи опираются на показатели – признаки, подтверждающие формирование прогрессивных изменений психики. Эти показатели оказываются в р различных сферах психической деятельности – интеллектуальной, аффективно-волевой, мотивационной и коммуникативныей.

. Рис 16 показателей психического развития человека

Понятие возрастные и индивидуальные особенности психического развития, их соотношение

Для диагностики адекватности психического развития отдельного индивида ученые опираются на понятие возрастных и индивидуальных особенностей психического развития человека

Все индивиды проходят в нашем обществе одни и те же степени психического развития, но проходят их по-разному. Существуют типологические и индивидуальные различия в самом процессе развития и его ре. Результатом.

Они проявляются в функциональных особенностях нервной системы, в умственных, эмоциональных, моральных, волевых качествах, в потребностях, интересах, способностях и характерологических чертах детей и мо лодых людей в процессе развития складывается неповторимая индивидуальная своеобразие личностисті.

Возрастные особенности психического развития – типичные признаки развития психики в определенном возрастном периоде, выступающих нормативами для определения темпов психического развития индивида

Индивидуальные особенности психического развития – специфические для конкретного индивида темпы и особенности развития его психики

Индивидуальные особенности психического развития сообразно возрастным делятся на адекватные (те, которые соответствуют возрастным) и неадекватные (несоответствующие возрастным). Последние, в свою очередь, могут характ теризуватися ускоренными темпами развития компонентов психики ребенка, опережением и отображать отставание, медленные темпы развития определенных проявлений психики индивида.

У конкретного индивида могут одновременно наблюдаться все вышеупомянутые виды, например, на фоне опережающих темпов интеллектуального развития ребенка может иметь место отставание в формировании ее коммун никативнои компетентности.

. Рис 17. Виды индивидуальных особенностей психического развития

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_sergeyenkova_op/psihichniy_rozvitok_lyudini_yogo_osoblivosti.htm

Процесс психологического развития личности

Психическое развитие личности

Замечание 1

Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.

Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.

Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.

Источники развития личности

Основными источниками развития личности являются – ведущая деятельность, ведущий тип общения и основные кризисы развития.

Ведущая деятельность – это деятельность индивида (ребенка) при выполнении которой активно происходит формирование основных и необходимых на данном возрастном этапе психологических новообразований.

Ведущий тип общения – это общение, результатом которого является формирование и закрепление основных положительных черт личности.

Кризис развития – это процесс изменения и перелома личности ребенка, переходный момент в развитии, результатом которого становится выход на качественно новую ступень развития личности. Кризис ознаменует окончание одного возрастного периода и наступление нового, более высокого уровня.

Механизмы развития личности

Процесс развития личности, его закономерности и движущие силы всегда интересовал исследователей. В результате изучения хода развития личности были выявлены определенные механизмы развития личности:

  • присвоение;
  • идентификация;
  • обособление.

Рассмотрим их более подробно.

Определение 1

Присвоение – это процесс развития личности через присвоение индивидом своей неповторимости и уникальности благодаря общественным отношениям вокруг и непосредственному участию в них человека.

Человек является источником развития не только для себя, но и для окружающих его людей и это взаимообратный процесс. Окружение и люди создают определенные обстоятельства и друг друга.

Определение 2

Обособление – это процесс отстаивания индивидом своих границ, своей сущности, своеобразное выделение себя среди других людей, процесс индивидуализации.

Выделяют внешнее и внутреннее обособление:

  • внешнее обособление – это данные человеку от рождения физические параметры, внешность, пол, национальная принадлежность;
  • внутреннее обособление – это врожденные и приобретенные индивидуальные психологические особенности, темперамент, характер, интеллект.

Определение 3

Идентификация – эмоциональное отождествление человека самого себя с другими людьми, образцом поведения, переживание своей похожести или отличия от желаемого объекта подражания.

Идентификация – это процесс, который происходит с личностью на протяжении всей жизни. Источниками идентификации выступают окружающие люди, которые являются носителями эталонных для индивида качеств и форм поведения.

Закономерности развития личности

Помимо условий, источников и механизмов развития личности существуют определенные закономерности, которые она проходит в своем развитии. К ним относятся:

  • неравномерность и гетерохроннгость;
  • кумулятивность;
  • неустойчивость;
  • дивергентность;
  • ковергентность.

Неравномерность – это процесс неравномерного развития психических свойств и функций личности. Данные процесс носит волнообразный характер: за подъемом следует спад, примером неравномерности могут выступать стабильные и кризисные периоды развития личности.

Гетерохронность – это процесс несовпадения во времени процессов развития органов и функций.

Примером можно считать тот факт, что изначально у человека формируются древние анализаторы, а только после них более молодые. Также гетерохронность выявляет закономерность того, что чем более важна та или иная функция для человека, тем ранее и более активно она развивается.

Неустойчивость развития – ярче всего проявляется в кризисные периоды развития личности и те6сно связана с вышеописанными закономерностями неравномерности и гетерохронности.

Сензитивность развития – закономерность, учитывающая наиболее благоприятные периоды для развития личности.

Сензитивный период развития – это период наиболее благоприятных условий для формирования психических свойств и поведения личности в процессе развития.

Сензитивные периоды развития имеют ограничения по времени протекания, в связи с этим следует обратить особое внимание тому, что если в данные период не заниматься развитием того или иного качества в дальнейшем процесс его развития будет усложнен и более длительным по времени.

Кумулятивность (накопление) – данная закономерность развития личности заключается в том, что результаты развития имеют накопительный характер.

Результат развития предыдущей возрастной ступени вплетается в последующий этап развития видоизменяясь при этом.

Примером может выступать мышление, в процессе развития которого сначала активно развивается наглядно – действенное мышление, затем оно переходит в наглядно – образное и итогом развития выступает словесно – логическое мышление.

Дивергентность – конвергентность – диаметрально противоположные, но при этом неразрывно связанные между собой закономерности. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/process_psihologicheskogo_razvitiya_lichnosti/

ovdmitjb

Add comment