Kievuz

Психология восприятия цвета

Содержание

Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета

Что значит когда нравиться один цвет и не нравиться другой? Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите»? Невеста – в белом, а черный – цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов.

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.

С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета — это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения.

Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии.

Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются.

Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.

Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив.

Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.

Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.

Психология восприятия цвета — красный

Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.

В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

• Насыщенный красный — цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.

• Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.

• Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.

Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.

Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.

Ключевые значения и символика:

• огонь,

• жара,

• жизнь,

• энергия,

• активность,

• воля,

• борьба,

• страсть,

• агрессия,

• гнев.

Психология восприятия цвета — оранжевый

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.

Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

• Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.

• Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах.

• Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны.

• Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.

• Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.

Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.

Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.

Ключевые значения и символика:

• движение,

• скорость,

• ритм,

• радость,

• эмоции,

• чувственность,

• жизнерадостность,

• общительность,

• лень,

• зависимость,

• избалованность

Психология восприятия цвета — желтый

Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

• Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.

• Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.

• Желтый цвет стимулирует ясное мышление.

• Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.

• Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.

Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.

Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.

Ключевые значения и символика:

• солнце,

• день,

• свобода,

• праздник,

• веселье,

• терпимость,

• упрямство,

• критичность,

• беспокойство,

• предательство

Психология восприятия цвета — зеленый

Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

• Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.

• Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.

• Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.

• Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.

• Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.

Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.

Ключевые значения и символика:

• природа,

• жизнь,

• вера,

• гармония,

• экстравертность,

• естественность,

• доброта,

• мягкость,

• ипохондрия,

• эгоизм

Психология восприятия цвета — изумрудный

Ключевые значения и символика:

• благополучие,

• солидность,

• изоляция,

• требовательность,

• последовательность.

Психология восприятия цвета — голубой

Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

• Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.

• Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.

• Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.

• Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой».

Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.

Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.

Ключевые значения и символика:

• ветер,

• небо,

• холод,

• лед,

• чистота,

• искренность,

• разговор,

• тактичность,

• замкнутость,

• равнодушие,

• манипулирование.

Психология восприятия цвета — бирюзовый

Ключевые значения и символика:

• волна,

• лагуна,

• дождь,

• очищение,

• эволюция,

• изменения,

• спокойствие,

• сдержанность,

• смущение,

• тщеславие.

Психология восприятия цвета — индиго

Ключевые значения и символика:

• мир,

• глубина,

• видение,

• мудрость,

• тишина,

• спокойствие,

• угнетение,

• беспокойство,

• идеализм,

• фанатизм.

Психология восприятия цвета — фиолетовый

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистикой. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Предпочтение фиолетового цвета означает стремление очаровывать, чувственность, , внушаемость.

Отклонение фиолетового цвета: контроль чувствительности, стремление к порядку.

Ключевые значения и символика:

• мудрость,

• духовность,

• мистика,

• вдохновение,

• артистизм,

• благородство,

• закон,

• власть,

• фанатизм,

• отчуждение,

• смерть

Психология восприятия цвета — пурпурный

• Пурпурный цвет выражает власть, страсть, чувствительность и роскошь.

• Темно-сливовый цвет связан с представлениями о таинственном и духовном, он серьезен и благороден.

• Цвета лаванды и фиалки обладают романтической привлекательностью.

• В помещениях пурпурного цвета производительность уменьшается, так как этот цвет наводит дрему.

Ключевые значения и символика:

• интуиция

• вечность

• царственность

• богатство

Психология восприятия цвета — розовый

• Розовый — самый пассивный из цветов — провоцирует приветливость и снижает агрессивность, как внутреннюю, так и внешнюю.

• Самый женственный цвет, розовый ассоциируется со вскармливанием и воспитанием.

• Розовый успокаивает, и считается, что он способствует пищеварению.

• Ярко-розовый, в котором гораздо больше красного, более энергичен и забавен.

Ключевые значения и символика:

• женское начало,

• безусловная любовь,

• романтичность,

• дружелюбие,

• доброта,

• женственность,

• легкомыслие,

• чрезмерная чувствительность.

Психология восприятия цвета — маджента (ярко-розовый)

Ключевые значения и символика:

• любовь,

• нежность,

• младенчество,

• мечты,

• стремление,

• интимность,

• ненадежность,

• ирреальность.

Психология восприятия цвета — коричневый

• Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется с землей, деревьями, камином и домом.

• Наблюдается тенденция покупать дорогие предметы коричневого цвета в периоды с неустойчивой экономикой, т.к. он считается вневременным.

• Этот цвет популярен в одежде, носящие ее люди считаются открытыми, надежными и искренними.

• Бумажные пакеты коричневого цвета свидетельствуют об экологической чистоте упакованных продуктов.

Ключевые значения и символика:

• почва,

• мать-Земля,

• осень,

• надежность,

• преданность,

• выносливость,

• трудолюбие,

• скука,

• консерватизм,

• страх.

Психология восприятия цвета — серый

• Серый цвет соотносится с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом.

• В отличие от коричневого, серому цвету не хватает тепла, что делает его отстраненным, торжественным, а порой и унылым.

• Серый цвет ассоциируется с мудростью и зрелостью.

• Серый металлик связан с представлениями о прогрессе, скорости и профессионализме.

• В домашней обстановке серый цвет выглядит прохладным и успокаивающим, но не располагает к дружеской беседе и возникновению аппетита.

Ключевые значения и символика:

• тень,

• облака,

• неподвижность,

• стабильность,

• здравомыслие,

• реализм,

• раздвоенность,

• скука,

• тоска.

Психология восприятия цвета — белый

• Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добро и истину.

• Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами.

• Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности.

• В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.

Ключевые значения и символика:

• свет,

• покой,

• безмятежность,

• чистота,

• пустота,

• целомудрие.

• девственность,

• сосредоточенность,

• отрешенность,

• одиночество.

Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.

Психология восприятия цвета — черный

Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.

• Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности.

• Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.

• В геральдике черный цвет — символ скорби.

• Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.

Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.

Ключевые значения и символика:

• ночь,

• покой,

• тьма,

• тайна,

• вызов,

• печаль,

• подавление,

• смерть.

Источник: https://karpachoff.com/psikhologiya-vospriyatiya-cveta/

Воздействие цвета и психология цветовосприятия

Психология восприятия цвета

Apндт Трaйндл (Аrndt Trаindl), генеральный директор компании Retail Branding AG. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.

«Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет». В хорошем русском переводе «Фауста» эта хрестоматийная фраза звучит именно так, но оригинальный текст Гете выглядит все-таки несколько иначе.

В оригинале эта фраза звучит так: «Grau, teurer Freund, ist alle Theorie, und griln des Lebens goldener Baum» (И. В. Гете, «Фауст» ч. I, сцена IV). Теорию великий поэт называет не сухой, а серой, а зеленое древо жизни у него еще и золотое.

Каждому цвету Гете приписывает определенное значение.

То, что гениальный поэт, а также исследователь цвета выразил в стихах, актуально и сегодня: цвета играют в нашей жизни очень большую роль. Цвета не только делают нашу жизнь ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами.

Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Многочисленные исследования психологии цветовосприятия наглядно и подробно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях. Это знание применимо также в области разработки и реализации розничных концепций.

В нашем исследовании мы прежде всего рассмотрим нейрофизиологические аспекты цветовосприятия.

1. Как мы воспринимаем цвета

Цвет — это сенсорное впечатление, которое возникает, когда волновые световые раздражители определенной длины (электромагнитное излучение в диапазоне приблизительно от 180 до 780 нм, так называемый световой спектр) попадают на рецепторы зрачка.

Оттуда по нейронным сетям этот импульс передается в мозг и начинает восприниматься как цвет. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего.

В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими.

Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции на задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы.

При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал. Существует два вида фоторецепторов: палочки и колбочки.

Палочки распознают только контраст черного и белого, очень светочувствительны и делают возможным зрение в сумерках и в темноте. Колбочки ответственны за восприятие цвета.

Существует три типа колбочек, которые воспринимают короткие (синий цвет), средние (зеленый) и длинные волны (красный цвет) цветового излучения.

Каждое сочетание световых лучей, падающих на сетчатку, определенным образом возбуждает эти три вида колбочек и дает соответствующее впечатление о цвете.

Нервные импульсы, которые возникают на фоторецепторах, передаются по нервным сетям в головной мозг (трансдукция), где в конечном итоге цвета начинают восприниматься сознательно.

2. Психология цветовосприятия

Многочисленные психологические и социологические исследования на эту тему дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др.), с другой стороны — влиянием культуры, и неважно, осознаем мы ее влияние или нет.

В повседневной жизни символику цветов используют не только живописцы, дизайнеры, графики и другие представители художественных профессий. Эмоциональное воздействие цветов отражается и в языке — всем знакомы выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и многие другие. В таблице даны варианты символики цветов и характер их воздействия на человека.

Цвет/тон Ассоциации и воздействие
Яркие тона Живость, яркость
Неяркие (пастельные) тона Спокойствие, мягкость
Желтый Приветливость, веселость, энергичность, живость, «солнечная» атмосфера. При использовании на большой площади создает ощущение «дешевизны» и вызывает беспокойство
Оранжевый Тепло, уверенность, свет. При использовании на большой площади также создает ощущение «дешевизны»
Синий Действует расслабляюще, успокаивающе. Сам по себе или в сочетании с белым голубой цвет внушает ощущение холода, стерильности, некоммуникабельности. Ассоциируется с льдом, морем. Цвет верности
Зеленый Стабильность, надежность. Воздействует освежающе, успокаивающе либо нейтрально. Ассоциируется с природой и весной. Цвет жизни
Коричневый Создает атмосферу уюта и безопасности. Оттенки коричневого воспринимаются как приятные и располагающие к коммуникации. Бежевый цвет воспринимается как претенциозный. Кроме того, это цвет традиции. Также ему приписывают значения «бедность», «лень», «глупость» и «мещанство»
Красный Активизирует и возбуждает. Теплый цвет, который издавна считается краской страсти, провокации, опасности. Это цвет экстремизма, крайности
Розовый Этот цвет гораздо спокойнее, чем красный. С розовым ассоциируются интимность и счастье
Серый Достоинство, уверенность. Однако этот цвет может воздействовать депрессивно, внушать мысли о старости. Эмоционально — нейтральный
Черный Передает глубину, однако может воздействовать депрессивно, наводить на мысли о болезнях и смерти (траур). Кроме того, ассоциируется с властью
Белый Символизирует невинность, божественность, нейтральность, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Характеристика личности и социальные основы ее поведения

3. Описание исследования

При исследовании цветовосприятия нами было проведено два эксперимента. В первом из них испытуемым (10 мужчинам и 10 женщинам) показывали по-разному окрашенные слайды и фиксировали нейронную активность при восприятии того или иного цвета.

Во втором эксперименте участникам было показано 30 фотографий с изображением целующихся влюбленных пар. Среди этих фотографий были как монохромные (окрашенные в разные цвета — красный, желтый, синий, зеленый, черный), так и цветные.

Каждый снимок появлялся в шести цветовых вариантах (в случайном порядке, на одну секунду). Испытуемые получили инструкцию: «Вам будут показаны фотографии целующихся пар. Часть фотографий — портреты обычных людей, часть — кадры из фильмов.

Пожалуйста, оцените, насколько, по вашему мнению, сильны чувства людей на фотографии (по шкале от 1 до 5)».

При проведении эксперимента мы специально просили «оценить чувства» людей на фотографиях, чтобы внимание участников эксперимента не было направлено ни на цвет, ни на их субъективное отношение к нему. Исследовалось, насколько различные оттенки цветов влияют на эмоциональную оценку той или иной фотографии.

4. Результаты исследования

1. Цвет и трансдукция. Процесс трансдукции («перевод» цветового раздражителя на язык мозга) при восприятии разных цветов занимает неодинаковое количество времени и вызывает различную по интенсивности нейронную активность в соответствующих областях мозга в зависимости от того, какой цвет обрабатывается.

До начала сознательного восприятия (примерно 200-300 мс) зеленый и голубой вызывают более сильное нейронное возбуждение в лобной доле головного мозга, чем красный.

Красный, в свою очередь, за тот же временной период активирует нейронную деятельность в затылочной и височной зонах, что говорит о сильном эмоциональном воздействии этого цвета.

Научно доказано, что импульсы визуальных раздражителей, пройдя через затылочную и височную зоны, сразу попадают в лимбическую систему (месторасположение эмоций). Верность поговорки «Синий — цвет разума, красный — цвет страсти» теперь доказана с точки зрения нейрофизиологии.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Этические подходы к ведению бизнеса

2. Цвета и эмоции.

Влияние цветов на эмоциональное восприятие окружающего мира объясняется еще и тем, что пик нейронной активности при цветовосприятии приходится на 50-150 мс с момента начала воздействия раздражителя (период подсознательного восприятия). Таким образом, цвета оказывают огромное влияние на когнитивные (сознательно проживаемые) процессы, так как в период их подсознательной обработки они вызывают пик нейронной активности.

3. Воздействие цветов на сознательное восприятие. При сознательном восприятии (которое начинается по прошествии 300 мс) цвета воздействуют на нейронную деятельность совершенно по-разному.

Иными словами, опыт, полученный в процессе социологизации субъекта, а также его индивидуальные цветовые предпочтения, личностные качества и структура мотивации оказывают очень большое влияние на восприятие цветов.

Воздействие некоторых цветов вызывает сходные реакции у представителей различных культур.

Так, красный цвет влияет интенсивнее, чем синий и зеленый, яркое контрастное сочетание цветов — сильнее, чем неяркое.

Если, например, мимика (биологическая реакция на раздражитель) глобальна, говорить о существовании единых реакций на различные цвета неверно: слишком сильно влияние культурных и социальных ассоциаций.

4. Цвет и пол. Интересным представляется детальное изучение и сравнение нейрофизиологических реакций во временной период до 200 мс (подсознательное восприятие) у мужчин и женщин.

Выяснилось, что нейронная активность при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Так как этот феномен наблюдался в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины эмоциональнее реагируют на цвета вообще.

На мужчин же, наоборот, более сильное воздействие оказывают черно-белые изображения.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/psihologija-cvetovosprijatie-vozdejstvie-cvet-sinij-krasnyj-bezhevyj-issledovanija/

Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение? – Круглосуточная психологическая помощь онлайн

Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?

Я раскрашу целый свет
в самый свой любимый цвет…

Восприятие цвета человеком

Если посмотреть вокруг, то мы увидим не только форму окружающих предметов, но и различные цвета. Физики определяют цвет как длину волны электромагнитного диапазона, т.е. цвет предмета — это некий объективный факт, способность предмета поглощать и излучать световые волны.

Мы различаем цвета благодаря особым клеткам на сетчатке глаза, которые улавливают излучение оптического диапазона и передают сигнал в мозг, где появляется “картинка” предмета. У человека существует три вида таких клеток, воспринимающие синий, зеленый и красный части спектра светового излучения. Поэтому все цвета, которые мы видим, состоят из суммы ощущений этих трех цветов.

Казалось бы, цвет – это некий объективный факт, физический феномен. Однако различные цвета оказывают разное влияние и на физическое и психологическое состояние человека. Восприятие цвета человеком – это комплекс различных процессов. Изучением этих взаимосвязей и занимается психология восприятия цвета.

Навигация по статье: «Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?»

Например, исследователи говорят о генетической памяти человека. На протяжении тысячелетий красный цвет ассоциировался с огнем, цветом крови, зеленый – с окружающей природой, листвой, синий цвет – с небом, водой и т.д.   Так, постепенно цвета стали нести подсознательный посыл: красный цвет – опасность, активность, зеленый – умиротворение, развитие, синий – спокойствие, пространство.

Физиологическое воздействие цветов доказано и на экспериментальном уровне: красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса.

Синий цвет, напротив, оказывает тормозящее действие на нашу нервную систему.

Зрительные проводящие пути в мозге анатомически связаны с различными мозговыми структурами, отвечающими за активацию и торможение нервной системы, за состояние кровотока, тонуса мышц.

Настроение и цвет

Что же говорит психология восприятия цвета — как взаимосвязаны настроение и цвет? Почему цвет влияет на наши эмоции? Конечно, физиологическое влияние цвета вносит свой вклад. Каждый сложный цвет, имеющий несколько оттенков, сочетает в себе различную энергетику цветов, которая и создает определенный эмоциональный “букет”.

Но ведь на нас влияют также и культурные традиции, цветовая символика той или иной культуры. В западной культуре черный цвет ассоциируется с трауром, тогда как на востоке траурная одежда чаще белого цвета.

На западе белый цвет, наоборот, постепенно стал символом чистоты, невинности (вспомним белое платье невесты), тогда как в Индии или Китае платье невесты традиционно красного цвета.

Желтый цвет постепенно стал символом разлуки, розовый и голубой – цвета детской одежды и игрушек для девочек и мальчиков.

Можно сказать, что влияние цвета на наше психологическое состояние состоит и из физиологии, и из культурного подтекста, и из нашего собственного субъективного восприятия.

Цвет будит в нас чувства, эмоции, он может нравиться или не нравиться, вызывать в памяти воспоминания или ассоциации, разогревать воображение.

Мы можем и сами управлять этим процессом, создавая свою “цветотерапию”, чтобы цвета служили нам на пользу.

В этой статье мы дадим несколько советов о том, как улучшить свое настроение и поднять общий энергетический уровень с помощью использования в своем окружении различных цветов.

Если все вокруг кажется серым

Не секрет, что типичный городской житель средней полосы почти полгода видит вокруг, в основном, цвета серых оттенков. Серое небо, серый асфальт, бетонные дома. Нет ни листвы, ни цветущих клумб.

И люди зачастую из практических соображений одеваются в черную и серую одежду. Возникает определенный «цветовой голод», которые вносит свой отрицательный вклад в эмоциональное состояние и настроение.

Начинает казаться, что настроение и цвет вокруг – все как будто бесцветное, серое.

Можно проследить связь между восприятием цвета и эмоциями. Вспомните свое ощущение, например, от празднично украшенной комнаты, цветных лампочек на новогодней елке, и как противоположность – какое-нибудь серое однотонное казенное помещение.

В каком случае у вас возникают эмоции, фантазии, новые идеи?

Как мы уже писали выше, цвет и эмоции связаны физиологически, это древняя реакция человека на окружающую действительность. Присутствие цвета автоматически заставляет работать и соответствующие участки мозга. А серая гамма (ее еще называют ахроматической, т.е. по сути бесцветной, в ней присутствуют только степени светлоты) не дает человеку таких ощущений.

Преобладание ахроматических цветов вокруг само по себе отучает нас от цветовых ощущений. Мы привыкаем не видеть цвет, меньше чувствовать эмоции. Возникает ощущение некоторой «замороженности».

Мы погружены в наши мысли, мы строим планы, мы просчитываем возможный результат наших действий. Мы думаем головой. А чувства – это другой пласт.

Чувства не обманут нас, и только они ответят на вопрос, как сделать так, чтобы именно нам было хорошо.

Поэтому стоит подумать, как добавить в свою жизнь ярких красок. Вот лишь некоторые идеи, не требующие больших энергетических или финансовых вложений.

Добавить цвет в интерьер – например, положить на диван яркие подушки, повесить на стены картины или календарь с видами природы или животных, купить яркие полотенца, скатерть, салфетки.

Если есть возможность, можно поменять шторы или ковер, постельное белье. Пересмотреть гардероб – добавить, к примеру, яркий шарф, платок, зонтик.

   Дома можно одеваться в более яркую цветную одежду – будет приятно и вам, и членам вашей семьи.

Прислушайтесь к себе

Выбирая цвета своей одежды или предметов интерьера, прислушивайтесь к себе. Даже если цвет считается красивым, модным и “правильным”, но вызывает у вас неприятные ассоциации, лучше будет от него воздержаться.

Если отрицательная эмоциональная реакция очень сильная, то можно обратиться к психологу, который может помочь вам понять, что же стоит за этими ассоциациями и как можно от них избавиться.

Но, в любом случае, слушайте себя и выбирайте те цвета, которые вызывают у вас приятные чувства.

Именно поэтому мы не будем в этой статье давать стандартных советов о том, что летом лучше использовать холодные цвета, а зимой – теплые, что красные и желтые цвета в интерьере возбуждают, а голубые и зеленые – успокаивают.

Это общие правила восприятия цвета человеком. Но лучше всего, если вы прислушаетесь к себе. Например, покупая обои, спросите себя – как мне этот цвет? Какие чувства возникают, когда я на него смотрю? А какие чувства мне бы хотелось, чтобы возникали у меня в этой комнате? И найдите тот оттенок, тот рисунок, который подарит вам нужное эмоциональное ощущение.

Давайте приведем небольшой пример. Например, вы выбираете в магазине одежду. Вам она идет, хорошо сидит. А как понять, какие эмоции будят в вас те или иные цвета одежды?

Попробуйте одеть вещи разных цветов и спросить себя – а как я в них себя чувствую?

Для начала можно задавать себе самые простые вопросы:

  • Мне сейчас хорошо или плохо?
  • Мне стало лучше или хуже?

Потом попробовать уточнить — например:

  • Мне стало лучше – а как лучше?
  • Я чувствую себя более уверенно, энергично, или, наоборот, расслабленно, спокойно?

Попробуйте поупражняться в этом. Для этого, если уж мы приводим пример с одеждой, не обязательно ее покупать. Достаточно просто померить. Можно отнестись к этому как к игре, тренировке, которая постепенно разбудит в вас новые ощущения и сделает вашу жизнь ярче.

Если вы будете чаще обращать внимание на цвета вокруг, то вам будет легче научиться чувствовать и в большей степени стать осознанным. Просто задайте себе вопрос – а как мне сейчас? Постарайтесь прислушаться к себе.

Поищем цвет во фруктах и овощах

Яркие фрукты и овощи полезны не только с точки зрения витаминов и жизненной энергии, но и с точки зрения цвета.

Есть определенное мнение ученых, что цвет дан природой неспроста, и продукты разных цветов полезны по-своему.

Если вы чувствуете апатию, возникают депрессивные мысли, то вспомните о ярких природных цветах.

Зайдите на рынок или в магазин и попробуйте выбрать фрукты и овощи, опираясь на их цвет. Остановите свой взгляд, полюбуйтесь натуральными оттенками. Даже несколько ярких ягод, кусочков свежих или замороженных фруктов и овощей в вашем ежедневном меню подарят вам не только витамины, но новые цветовые ощущения, которые обязательно отразятся на вашем настроении.

Арт-терапия

На самом деле, под этим специфическим термином скрывается рукоделие, рисование и практически любой вид искусства.

Ведь искусство – это еще и лекарство нашей души, которое на протяжении веков доказало свой лечебный эффект.

Специалисты (арт-терапевты, психологи) могут заниматься определенной арт-терапевтической деятельностью целенаправленно, добиваясь поставленных перед клиентом задач. Но можно использовать арт-терапию и самостоятельно.

Найдите тот вид творчества, который станет вам интересным, подарит вам положительные эмоции. Не бойтесь перепробовать несколько разных видов искусства, не привязывайтесь к “мужским” и “женским” видам деятельности.

Конечно, если говорить о психологии восприятия цвета, то в этом аспекте будут эффективны любые виды изобразительного искусства, лепка, аппликации, составлении коллажей.

Но можно смотреть и шире – используйте цветную пряжу, красивые ткани, займитесь мыловарением, скрапбукингом.

Можно просто прогуляться с фотоаппаратом, замечая что-то новое вокруг, а потом заняться обработкой фотографий в простом графическом редакторе.

Главное, чтобы занятия будили в вас творческую энергию.

Природа вокруг нас

Наверное, с этого пункта можно было бы начать статью, потому что природа – главный источник ярких цветов и красок. Но, в то же время, для городского жителя средней полосы это не всегда так.

И если лето еще дарит нам достаточно цветов, то зимой начинает казаться, что их просто неоткуда взять. Конечно, главное правило – это просто периодически выезжать за город или ходить гулять в парк: вы в любом случае увидите новые оттенки, игру света и тени. Даже небо каждый раз будет своего цвета, чуть-чуть иного, чем вчера.

Пользуйтесь хорошей ясной погодой: если выдался хороший денек, пожертвуйте домашней уборкой – лучше прогуляйтесь на природе.

Не забывайте о пользе солнечного света. Настроение и цвет взаимосвязаны – и вы обязательно почувствуете это на практике. В дополнении к прогулкам можно вспомнить и о телепередачах на соответствующие темы, а также таких нестандартных “встречах” с природой, как посещение зоопарка, аквариума или ботанического сада (теплицы).

Небольшие шаги — каждый день

Здесь стоило бы вспомнить и про принцип маленьких шагов – каждый большой успех или какое-то достижение складывается из небольших ежедневных действий. Попробуйте делать что-то каждый день – и однажды вы поймаете себя на том, что в вашей жизни что-то меняется в лучшую сторону.

В качестве иллюстрации вспоминается один пример из жизни.

Марина – мама, жена и хороший специалист. Вполне успешный по общественным мерками человек. Но в какой-то момент она поймала себя на мысли, что живет “на автомате”. Она крутится “как белка в колесе”, в какой-то момент забыв, а зачем все это нужно? А главное – она вдруг поняла, что жизнь стала серой и унылой.

Она вроде бы успешна, вокруг все хорошо. Но что-то не так. Ей все труднее встать утром с постели, а выходные проходят так, как будто их и не было. Она поняла, что не получает от жизни удовольствие.

Мы попытались разобраться, а чего ей не хватает, чего она ждет? И Марина вдруг поняла, что она как будто ничего не чувствует. Она что-то делает, думает, планирует. Но там, где нет чувств – там не может быть и радости, удовольствия, удовлетворения. Рассказывая о том, как она живет, Марина часто употребляла слова – все серо, однотонно, неинтересно.

Изменения начались с похода на фотовыставку. Марина вдруг открыла для себя новый мир. Она увидела, что фотография чем-то похожа на живопись, и фотограф не просто делает картинку или запечатлевает некий факт, а может передать настроение, эмоцию. Увидев произведения мэтров фотографии, Марине вдруг захотелось сделать что-то похожее.

Фотоаппарат дома был, и она стала все чаще брать его с собой. Мир вокруг ожил: в нем появились и цвета заката, и нежные оттенки весенней зелени, и отражение небесной синевы на глади пруда в парке. Фотоаппарат стал как будто окном в мир, через которое привычные вещи стали казаться иными. В мире вокруг появились краски.

Теперь и дорога на работу и с работы, и обеденный перерыв стали наполняться новыми фото-экспериментами. Марина начала обращать внимание на то, что ее окружает. Ей захотелось в фотографиях передать не просто картинку, а эмоцию. Сделать так, чтобы фотографии были более выразительными. А здесь ведь стоило и себя спросить – а какую эмоцию я чувствую, что я хочу передать?

Именно это стало еще одним ключом, который помог Марине обнаружить в себе чувствующее “Я”. И жизнь стала более наполненной. Марине стало легче понимать, чего она хочет, а значит, стало легче и двигаться к своим целям, и создавать жизнь такой, как ей приятно. И, что интересно, семья не осталась равнодушной к ее переменам – ведь жена и мама стала чаще бывать в хорошем настроении.

Вот так поход на фотовыставку помог нашей героине обрести новые краски не только в окружающем мире, но и в своей жизни.

Надеемся, что наши советы помогут вам добавить в вашу жизнь яркие краски, которые обязательно подарят вам новые чувства и эмоции. А значит, ваша жизнь станет более наполненной и интересной!

Если у Вас возникли какие-либо вопросы по статье:

«Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?»

Вы можете задать их нашему психологу online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?: https://psyhelp24.org/vospriyatie-tsveta/

Источник: https://PsyHelp24.org/vospriyatie-tsveta/

Психология цвета

Психология восприятия цвета

Влияние цвета на окружающий мир бесспорно, но особенности восприятие цвета у каждого из нас различны. Зная азы психологии цвета, мастер маникюра способен угодать желания клиента и создать не только красивый, но и комфортный маникюр

Восприятие цвета

Нейл-арт – это настоящее искусство, которое позволяет мастеру маникюра почувствовать себя творцом, художником. Создавать дизайн из простых и несложных оттенков не так уж и сложно, а вот творить шедевр на ногтях клиента как на холсте, быть свободным в своем творчестве дано не каждому

Наталья Барановская, сертифицированный мастер-преподаватель PhD Hand & Nail HARMONY, Master Educator, сертифицированный судья чемпионатов по ногтевому искусству «Мир ногтей», автор учебных статей и докладчик профессиональных семинаров, автор курса «3D-лепка гелевыми лаками Gelish», тренер сборной конкурсной команды Harmony, преподаватель учебного центра «ГармонияПлюс», Киев

Многие мастера ногтевого сервиса задают себе вопрос: «Почему мой нейл-арт выглядит проще (или слабее) по отношению к другому? Я ведь так старалась, вывела все правильно. В чем причина?»

Причина в цветовосприятии, в сочетании цветов, в работе со сложными оттенками и полутонами. И сегодня многие мастера сталкиваются с этой проблемой. В этой статье я постараюсь раскрыть психологию восприятия цвета.

Конечно, в рамках нескольких страниц рассказать о всех аспектах цветоведения невозможно, поэтому мы поговорим с вами о контрасте цветов и психологии восприятия оттенков.

Цвет как предмет исследований

Вопросами психологии цвета занимались на протяжении многих веков такие видные теоретики искусства и художники, как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Алпатов и другие. Разные цвета были и есть символами расцвета и увядания, ими выражают радость и печаль.

Следует, однако, отметить, что у разных народов один и тот же цвет несет в себе разную эмоциональную нагрузку. Помимо того, что в основе цвета лежит его психологическое, эмоциональное восприятие, еще существуют и основные характеристики цвета (цветовой тон, светлота и насыщенность).

Принципиально разные ощущения вызывают у человека, например, теплые и холодные, яркие и темные, легкие и тяжелые цвета. Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Человеческому глазу доступны 40 000 цветов и их оттенков. Кроме цвета, размеров и формы, занимаемых тем или иным цветом, человек не видит ничего.

Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем превратить их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив их в соответствующие цвета. Форму и материал, пространство и освещение, весь мир во всей его красоте мы видим благодаря разнообразию цвета.

Вопросами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, и каждая изучает цвет с интересующей ее стороны.

Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия цвета человеческим глазом и превращения его в цвет, психология – проблему восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения.

Живописное изображение предмета, объектов и явлений природы основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. Результат восприятия этого цвета определяется как объективными (существующими в природе цветовыми качествами предметов и явлений природы), так и субъективными факторами – психологией и физиологией зрительного восприятия формы, светлоты и цвета.

Знание закономерностей цветовых явлений полезно и нейл-дизайнеру, так как цветоведение не дает рецептов творческих приемов, однако объясняет наблюдаемые в природе явления, связанные с цветом.

Контраст цвета

Что же такое контраст цвета? Понятие контраста цвета означает всякое противопоставление яркостей – от самой светлой до самой темной частей изображения.

Например: черный и белый цвета образуют самый сильный контраст. Они даже считаются контрастными, а не цветными. Также наиболее сильно выраженным контрастом по цвету являются красный, желтый и синий.

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранный цвет, получить множество совершенно различных сочетаний. Число вариантов создания дизайна здесь очень велико.

Включение белого и черного цвета в палитру зависит от индивидуальных предпочтений мастера и темы дизайна. Главное помнить, что белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, а черный, наоборот, усиливает и делает их светлее. Поэтому белый и черный являются очень важными элементами композиции.

Цветовая доминанта

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используют лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.

Обыгрывая контраст по цвету, можно раскрыть множество художественных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни.

Например – народное творчество различных стран. Оно основано на контрасте цвета. Это и пестрая вышивка, и керамика, и многие другие образцы народного ремесла. Они говорят о радости жизни и привлекают внимание яркими, пестрыми цветами, в которых непременно наблюдается одна цветовая доминанта. (Вставка: фото укр. вышивки и фото керамики)

Витражные работы также пестрят цветовыми контрастами. Контраст с одним цветом обладает порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космических светоносных сил и жизнеутверждающей материальности.

Например, возьмем только три цвета: красный, желтый, синий. Работая лишь с красным цветом и, усиливая либо ослабляя его белым или черным, мы получим сильную по своей энергетике композицию.

Психология восприятия

Дополнительно вы можете наблюдать эффект психологии восприятия цвета. Красный на черном выглядит более сильным и глубоким по сравнению с тем же цветом, нанесенным на белый. А синий и желтый воспринимаются нами как зелень леса и вода на планете. Хотя они и не смешивались с другими полутонами.

Восприятие нейтрального серого оттенка (это смешение черного и белого цветов) тоже различно. В окружении красного на черном фоне он воспринимается зрительно как серо-розовый с вкраплениями синего и фиолетового. И тот же оттенок серого на черном и желтом цветах приобретает глубину зеленого цвета.

Это явление говорит о том, что глаз изначально обладает свойством «подставлять» дополнительный цвет и тем самым «уравновешивать» цветовой сигнал. Мы подсознательно создаем гармонически развитую пару основного и дополнительных цветов.

Это отлично видно на рисунке:

Все дизайны выполнены в одной и той же технике, но с использованием различных оттенков. И если вас спросить, где трава (а), где воздух (б) и где камень (в), вы без труда определите правильный ответ.

Вся суть восприятия: зелень у нас ассоциируется с природой; голубой – с водой; серый – с камнем.

Импрессия оттенков

Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами.

Конечно, мы воспринимаем различие теплых и холодных цветов потому, что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды или льда связывать с ощущением холода.

С другой стороны, оранжево-красный цвет даже в небольших количествах выделяется гораздо сильнее, чем синий или сине-зеленый. Мы его воспринимаем как активный, а синий и зеленый – как пассивные цвета.

Цвет оранжевый или охры как бы приближает к нам окрашенные предметы, в то время как легкие сине-зеленые цвета будто удаляют их от нас.

В значительной степени взаимодействие цвета на человека зависит от того, к какому объекту этот цвет относится, что изображает, в каком окружении находится.

И тем не менее, например, одни цвета можно все же смело характеризовать как легкие, а другие – как тяжелые.

К первым, более прозрачным, воздушным, обычно относят светлые, менее фактурные, холодные, напоминающие цвет неба, дали, воздушного пространства. 

Ко вторым следует отнести цвета темные, малонасыщенные, с активной фактурой, плотные (коричневые, черный, темно-серые, охра). Дизайн, в основе которого лежат сложные оттенки и цвета, всегда выглядит сильнее и глубже.

Явление одновременного цветового контраста широко используется в художественной практике, когда нужно усилить насыщенность цвета, особенно если он имеет мутный оттенок, или, наоборот, ослабить насыщенность цвета, сделать его более тусклым.

Отметим здесь некоторые другие особенности восприятия цветов, связанные с адаптацией зрения, с явлением контраста цветов. Так, при электрическом свете резко обедняется гамма холодных синих и фиолетовых цветов, желтые цвета становятся белесыми, а красные, наоборот, усиливаются и темнеют.

Любопытно еще одно обстоятельство: понятие теплоты цвета относительно. Так, карминно-красный цвет по отношению к оранжевому выглядит холодным, но воспринимается теплым по отношению к синему.

Ряд современных художников, как, например, Матисс, Пикассо и Кандинский, очень часто работали, используя контраст по цвету. Хорошим примером будет работа Матисса «Янтарное ожерелье», выполненная чистыми цветами: красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. 

Завершая данную статью, хочу напомнить, что ни Матисс, ни Пикассо, ни Шишкин не родились с кистью в руках. Ведь художниками не рождаются – ими становятся. Человек, упрямо идущий к цели, всегда добьется успеха. Только ленивым ничего не дано, и у них ничего не получается.

Если вы дочитали до конца, это говорит о многом: и о вашей целенаправленности, и о жажде к новым знаниям. Надеюсь, что данная статья помогла вам получить дополнительную информацию и придала новый заряд для творческого вдохновения. Творите, любите и до новых встреч! 

Материал предоставлен журналом  “HAND&nails + ногтевой сервис”.

Источник: http://go2thestars.com.ua/nails/nailexperts/403-psikhologiya-tsveta

ovdmitjb

Add comment