Kievuz

Психология взаимодействия субъектов в образовательном процессе

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Психология взаимодействия субъектов в образовательном процессе

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

Школьная работа есть совместная ра­бота многих — учителя и учащихся для их взаимной пользы.

П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования

Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса

§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, пе­рехода, развития разных объектов под влиянием взаимного дей­ствия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие — на­чальная, исходная, родовая категория.

 «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю… взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти даль­ше познания этого взаимодействия именно потому, что поза­ди его нечего больше познавать» (Ф.

Энгельс) [цит. по 111, с. 158]. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимо­связано и взаимообусловлено.

Взаимодействие, предполагая дей­ствие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.

А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организо­ванных тел» [111, с. 160].

Чем выше организация «тел», тем слож­нее это взаимодействие.

Во всех формах взаимодействия в нежи­вой природе (классические примеры ветра и скалы, капли воды и камня) или объектов живой и неживой природы (человек — камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разру­шению другого.

Объект, испытывающий воздействие, оказыва­ется в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать во взаимодействии только силой своего природного сопротивле­ния (отсюда и специальная наука «сопротивление материа­лов» — «сопромат»), неизбежно разрушаясь, исчезая.

В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точ­нее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия лю­дей.

С инициальной позиции активность может быть преобразу­ющей или сохраняющей; она может быть созидающей, развива­ющей или разрушающей.

С реактивной позиции, с позиции то­го, на кого оказывается воздействие, может быть выделена ак­тивность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии.

Здесь важно уточнить понятие направленности, вектора ре­активности. Реактивность означает ответную, вызванную актив­ность, т.е. по отношению к самому действию реактивности его субъект всегда активен.

В то же время по инициативе взаимо­действия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой — отвечает на эту инициативу своими действиями. Та­кая ситуация служит основанием неправомерности отождеств­ления только инициирующего агента с субъектом, а реагирую­щего — с объектом.

Они оба активны в тех действиях, деятель­ности, которую осуществляют, они оба — субъекты взаимодей­ствия.

Характеристика взаимодействия

Активность есть основная характеристика взаимодействую­щих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи.

Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее формы этой ак­тивности. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи в условиях Земли, активность прояв­ляется на всех уровнях его организации.

Это, во-первых, ин­теллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирова­ние стратегий, прием, обработка и оценка поступающей инфор­мации по каналам прямой и обратной связи и т.д., что особен­но явно представлено в общении).

Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления). Согласно теории уподобления (А.Н. Леонтьев), было показано (О.В. Овчинникова, Ю.Б.

Гиппенрейтер), что даже на уровне отдельного органа (и в частно­сти, наименее праксичного органа — слуха) осуществляется встреч­ная активность в виде построения образа, уподобляющего воз­действующий эффект. Построение уподобляющей модели (В.П.

Зинченко) при восприятии объекта есть форма активно­сти взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной по­зиции. В-третьих, это общеповеденческая активность, проявля­ющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что актив­ность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе име­ют качество субъектности.

Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные.

Оно является основой любой систе­мы, которая, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов.

Соответственно си­стемность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют и формы этого взаимодействия, например сотрудни­чество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме тру­да) и общение.

Обе эти формы связаны между собой, проявля­ясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотруд­ничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеаль­ную форму.

Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относитель­ной, условной автономии.

Взаимодействие в образовательной системе

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающих­ся (учеников, студентов), общающихся между собой, входит в бо­лее сложную систему взаимодействия в образовательном процес­се, который реализуется внутри образовательной системы.

В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, препо­давательские коллективы, классы, группы. Каждая из них харак­теризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситу­ацию, стиль и эффективность.

Учебное взаимодействие проявля­ется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на до­стижение общего результата деятельности и общении.

Важно также отметить что образовательная система, напри­мер школьное, особенно дошкольное образование, взаимодейст­вует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с си­стемой «общественность».

Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосред­ственно в классе (в аудитории).

Это выражается в отношении уче­ников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть про­екция системы их ценностей на характер учебной деятельности.

§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие

Образовательный процесс представляет собой многоплано­вое и полиморфное взаимодействие. Это и собственно учебное или, точнее, учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учите­ля (студента — преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному воздействовать на учебно-педагогиче­ское взаимодействие.

Рассмотрим первый план этого взаимодей­ствия по схеме «ученик — учитель». Оно реализовывалось в ис­тории учения в разных формах: индивидуальной работы с Мас­тером, Учителем; классно-урочной работы (со времен Я.А. Коменского); консультирования с учителем при индивидуальной рабо­те ученика; в форме бригадно-лабораторного метода организации обучения в ЗО-е годы в России и т.д.

Однако в любом варианте

каждая из взаимодействующих сторон реализовала свою субъ­ектную активность. В наибольшей мере она могла проявиться у обучающегося по методу сократических бесед, в индивидуальной работе, консультировании.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, группах, тренинг-классах.

При этом сотрудни­чество предполагает прежде всего взаимодействие самих учени­ков (студентов).

В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия, ус­ложняется и его общая схема.

Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия

Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S→O, где S — это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обуче­ния и воспитания.

Основываясь на такой характеристике взаимо­действия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1↔S2 где S1 — учитель (пре­подаватель) и S2 — ученик (студент) образуют общий совокуп­ный субъект S∑ характеризующийся общностью цели этого вза­имодействия.

С учетом того, что учитель работает в группе, в классе, члены которых также взаимодействуют между собой, в его педагогическую задачу входит и формирование этого клас­са (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия так­же должны быть направлены на достижение общей цели.

Скла­дывающаяся схема учебного взаимодействия, таким образом, пред­ставляет собой многоярусное образование, прочность которого ос­новывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия.

Психологический контакт во взаимодействии

Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопонимани­ем и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием Друг к другу взаимодействующих сторон.

Психическое состояние определяется в психологии, вслед за Н.Д.

Левитовым, как целостная характеристика психической деятельности человека в определенный период времени, показывающая своеобразие протекания его психических процессов, предшествующего состо­яния и свойств личности.

Контакт осознается и переживается субъектами как положи­тельный подкрепляющий взаимодействие фактор.

В условиях кон­такта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

Други­ми словами, внутренними механизмами контакта являются эмо­циональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, со­действие.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения», механизм которого рассматривается в со­циальной психологии как способ интеграции групповой деятель­ности. Древнее по своему происхождению и многообразное по про­явлению, заражение выступает как форма спонтанного внутрен­него механизма поведения человека (Г.М. Андреева).

Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подвержен­ность индивида определенным психическим состояниям через пе­редачу психического настроя, обладающего большим эмоци­ональным зарядом, через накал чувств и страстей [163; 164, с. 258; 11, с. 175—178].

Эмоциональное сопереживание субъектов учеб­ного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основ­ным механизмом контакта.

Следует отметить, что эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается, в первую оче­редь, личностными особенностями взаимодействующих субъек­тов, значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия.

Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышле­ние, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия обус­ловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъ­ектов взаимодействия, например учителя и учеников.

Внутренним условием возникновения контакта между взаи­модействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимо­действующих субъектов.

Так, для контакта в классе показа­тельны поза внимания, напряженное, несколько направленное вперед положение тела, взгляды и жесты одобрения, рабочая, ре­гулируемая самим учителем тишина, ожидающее, напряженное молчание учеников во время пауз колебания и размышления учи­теля.

Эти и другие показатели описываются специальным раз­делом теории общения — праксемикой.

Контакт — это условие и следствие продуктивного взаимо­действия его субъектов, повышающее эффективность этого про­цесса и его результата. В учебном взаимодействии психологиче­ский контакт определяет возможность естественного, незатруд­ненного общения, наличие которого важно для продуктивного со­трудничества его субъектов.

* * *

Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осо­знанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон — учеников (ученика) — учителя, выступающих в пози­ции субъектов, где согласованное действие результируется и пред­посылается психическим состоянием контакта.

Вопросы для самопроверки

1. Как аргументируется активность субъекта реактивной стороны взаимодействия?

2. Почему отсутствие контакта разрушает взаимодействие?

3. На основании каких внутренних и внешних показателей учитель может судить об эффективности его взаимодействия с классом?

4. Что предполагает изменение схемы учебного взаимодействия, если вместо схемы S → О реализуется S  О?

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Разд. II.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/048_pedagog_psihologia_zimnia/015.htm

Педагогическая психология. Учебник

Психология взаимодействия субъектов в образовательном процессе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Школьнаяработа есть совместная ра­бота многих— учителя и учащихся для их взаимнойпользы.

П.Ф.Каптерев. Дидактическиеочерки. Теория образования

Глава1. Взаимодействиесубъектовобразовательногопроцесса

§1. Общая характеристика взаимодействияВзаимодействие как категория

Взаимодействиеявляется одной из базисных философских,онтологических категорий. Это феноменсвязи, воздействия, пе­рехода, развитияразных объектов под влиянием взаимногодей­ствия друг на друга, на другиеобъекты. Взаимодействие — на­чальная,исходная, родовая категория.

«Взаимодействиевотпервое, что выступает перед нами, когдамы рассматриваем движущуюся материю…взаимодействие является истинной causafinalis(конечной причиной) вещей.

Мы не можемпойти даль­ше познания этоговзаимодействия именно потому, чтопоза­ди его нечего больше познавать»(Ф.Энгельс) [цит. по 111, с. 158]. Любое явление,объект, состояние может быть понято(познано) только в связи и отношении сдругими, ибо все в мире взаимо­связанои взаимообусловлено.

Взаимодействие,предполагая дей­ствие друг на другакак минимум двух объектов, в то же времяозначает, что каждый из них такженаходится во взаимном действии с другими.

А.Н.Леонтьев, рассматривая вдиалектико-материалистическом планекатегорию взаимодействия, подчеркиваетего специфику в органическом мире, вмире живой материи. «Жизньесть процесс особого взаимодействияособым образом организо­ванных тел»[111,с. 160].

Чем выше организация «тел», темслож­нее это взаимодействие.

Во всехформах взаимодействия в нежи­войприроде (классические примеры ветра искалы, капли воды и камня) или объектовживой и неживой природы (человек —камень, металл) воздействие одногообъекта приводит к разру­шению другого.

Объект, испытывающий воздействие,оказыва­ется в пассивной, страдательнойпозиции. Он может участвовать вовзаимодействии только силой своегоприродного сопротивле­ния (отсюда испециальная наука «сопротивлениематериа­лов» — «сопромат»), неизбежноразрушаясь, исчезая.

В условияхвзаимодействия «тел» живой природы,особенно взаимодействия людей, всегдаесть активность обеих сторон, хотя мераее проявления различна. Эта активностьможет быть инициальной или реактивнойв плане агента действия или, точ­нее,его субъекта, если осуществляетсядеятельность. Особенно существеннасубъектность для социального взаимодействиялю­дей.

С инициальной позиции активностьможет быть преобразу­ющей илисохраняющей; она может быть созидающей,развива­ющей или разрушающей.

Среактивной позиции, с позиции то­го,на кого оказывается воздействие, можетбыть выделена ак­тивность принятияили неприятия его, организации ответноговоздействия, противостояния нежелательномувоздействию или участия в совместномдействии.

https://www.youtube.com/watch?v=DyeXiWQIdHk

Здесь важноуточнить понятие направленности, вектораре­активности. Реактивность означаетответную, вызванную актив­ность, т.е.по отношению к самому действию реактивностиего субъект всегда активен.

В то же времяпо инициативе взаимо­действия одиниз агентов действия начинает, инициируетего, другой — отвечает на эту инициативусвоими действиями. Та­кая ситуацияслужит основанием неправомерностиотождеств­ления только инициирующегоагента с субъектом, а реагирую­щего— с объектом.

Они оба активны в техдействиях, деятель­ности, которуюосуществляют, они оба — субъектывзаимодей­ствия.

Характеристикавзаимодействия

Активностьесть основная характеристикавзаимодействую­щих сторон в процесселюбого взаимодействия живой материи.

Чем сложнееее организация, тем разнообразнее формыэтой ак­тивности. У человека,представляющего собой высшую формуразвития живой материи в условиях Земли,активность прояв­ляется на всехуровнях его организации.

Это, во-первых,ин­теллектуальная активность(выдвижение гипотез, формирова­ниестратегий, прием, обработка и оценкапоступающей инфор­мации по каналампрямой и обратной связи и т.д., чтоособен­но явно представлено в общении).

Во-вторых, это моторно-эффекторнаяактивность человека, проявляющаяся впроцессе восприятия при построениимодели воздействующего на него объекта(процесса, явления). Согласно теорииуподобления (А.Н. Леонтьев), было показано(О.В. Овчинникова, Ю.Б.

Гиппенрейтер), чтодаже на уровне отдельного органа (и вчастно­сти, наименее праксичногооргана — слуха) осуществляется встреч­наяактивность в виде построения образа,уподобляющего воз­действующий эффект.Построение уподобляющей модели (В.П.

Зинченко) при восприятии объекта естьформа активно­сти взаимодействующейстороны, находящейся в реактивнойпо­зиции. В-третьих, это общеповеденческаяактивность, проявля­ющаяся во всеммногообразии ее (вербальных, невербальных)поведенческих и деятельностных форм.В силу того, что актив­ность характеризуетобе стороны взаимодействия, они обеиме­ют качество субъектности.

Взаимодействиеесть основа и условие установлениясамых разнообразных связей междуобъектами, включая причинно-следственные,каузальные.

Оно является основой любойсисте­мы, которая, как известно, всегдапредполагает связь (в форме взаимодействия)ее элементов, компонентов.

Соответственноси­стемность как представленностьвзаимодействия объектов во всех ихсвязях и отношениях есть также егохарактеристика.

Во взаимодействиилюдей выявляются такие существенныеего характеристики, как осознанностьи целеположенность. Они определяют иформы этого взаимодействия, напримерсотрудни­чество (в игре, учении, трудеи творчестве как высшей форме тру­да)и общение.

Обе эти формы связаны междусобой, проявля­ясь в образовательномпроцессе. Взаимодействие в формесотруд­ничества (противоборство,противостояние, конфликт также формывзаимодействия) предполагает и общениекак его идеаль­ную форму.

Первое неможет быть без второго, тогда как второеможет быть без первого, что свидетельствуетоб их относитель­ной, условнойавтономии.

Взаимодействиевобразовательнойсистеме

Учебноевзаимодействие обучающего (педагога)и обучающих­ся (учеников, студентов),общающихся между собой, входит в бо­леесложную систему взаимодействия вобразовательном процес­се, которыйреализуется внутри образовательнойсистемы.

В этой системе в тесномвзаимодействии находятся такие ееподсистемы, как управление (министерство,комитет, отделы образования), администрация(ректорат, директорат), педсовет, кафедры,препо­давательские коллективы, классы,группы. Каждая из них харак­теризуетсяструктурой взаимодействия, определяющейего ситу­ацию, стиль и эффективность.

Учебное взаимодействие проявля­етсяв сотрудничестве как форме совместной,направленной на до­стижение общегорезультата деятельности и общении.

Важно такжеотметить что образовательная система,напри­мер школьное, особенно дошкольноеобразование, взаимодейст­вует ссистемой «семья» (родители, родителиродителей) и с си­стемой «общественность».

Все эти связи проецируются в более илименее явной форме на учебно-воспитательныйпроцесс непосред­ственно в классе (ваудитории).

Это выражается в отношенииуче­ников к учебе, учителям, школе,что, в свою очередь, есть про­екциясистемы их ценностей на характер учебнойдеятельности.

§2. Взаимодействие субъектов образовательногопроцесса Образовательный процесс каквзаимодействие

Образовательныйпроцесс представляет собой многоплано­воеи полиморфное взаимодействие. Это исобственно учебное или, точнее,учебно-педагогическое взаимодействиеученика и учите­ля (студента —преподавателя); это и взаимодействиеучеников (студентов) между собой; это имежличностное взаимодействие, котороеможет по-разному воздействовать научебно-педагогиче­ское взаимодействие.

Рассмотрим первый план этого взаимодей­ствияпо схеме «ученик — учитель». Онореализовывалось в ис­тории учения вразных формах: индивидуальной работыс Мас­тером, Учителем; классно-урочнойработы (со времен Я.А. Коменского);консультирования с учителем прииндивидуальной рабо­те ученика; вформе бригадно-лабораторного методаорганизации обучения в ЗО-е годы в Россиии т.д.

Однако в любом варианте

каждая извзаимодействующих сторон реализоваласвою субъ­ектную активность. Внаибольшей мере она могла проявитьсяу обучающегося по методу сократическихбесед, в индивидуальной работе,консультировании.

В настоящеевремя учебно-педагогическое взаимодействиеобретает организационные формысотрудничества, такие как деловые,ролевые игры, совместно-распределеннаядеятельность, работа в триадах, группах,тренинг-классах.

При этом сотрудни­чествопредполагает прежде всего взаимодействиесамих учени­ков (студентов).

Вобразовательном процессе создаетсяситуация множественности планов и формучебного взаимодействия, ус­ложняетсяи его общая схема.

Субъектносубъектнаясхемаучебноговзаимодействия

Учебноевзаимодействие ранее часто описывалосьсхемой S→O,где S— это активный субъект, инициирующийобучение, передающий знание, формирующийумения, контролирующий и оценивающийих. Ученик рассматривался как объектобуче­ния и воспитания.

Основываясьна такой характеристике взаимо­действия,как активность всех его участников,схему учебного взаимодействия в последниегоды трактуют как двухстороннеесубъектно-субъектное взаимодействиеS1↔S2где S1— учитель (пре­подаватель) и S2— ученик (студент) образуют общийсовокуп­ный субъект S∑характеризующийся общностью цели этоговза­имодействия.

С учетом того, чтоучитель работает в группе, в классе,члены которых также взаимодействуютмежду собой, в его педагогическую задачувходит и формирование этого клас­са(группы) как совокупного субъекта, чьиучебные усилия так­же должны бытьнаправлены на достижение общей цели.

Скла­дывающаяся схема учебноговзаимодействия, таким образом,пред­ставляет собой многоярусноеобразование, прочность которогоос­новывается, в частности, наустановлении психологического контактамежду всеми участниками взаимодействия.

Психологическийконтактвовзаимодействии

Психологическийконтакт возникает в результате общностипсихического состояния людей, вызваннойих взаимопонимани­ем и связанной собоюдной заинтересованностью и довериемДруг к другу взаимодействующих сторон.

Психическое состояние определяется впсихологии, вслед за Н.Д.

Левитовым, какцелостная характеристика психическойдеятельности человека в определенныйпериод времени, показывающая своеобразиепротекания его психических процессов,предшествующего состо­яния и свойствличности.

Контактосознается и переживается субъектамикак положи­тельный подкрепляющийвзаимодействие фактор.

В условияхкон­такта наиболее полно проявляютсявсе личностные свойства субъектоввзаимодействия, сам факт его установленияприносит им интеллектуальное иэмоциональное удовлетворение.

Други­мисловами, внутренними механизмамиконтакта являются эмо­циональное иинтеллектуальное сопереживание,сомышление, со­действие.

В основеэмоционального сопереживания лежитпсихическое явление «заражения»,механизм которого рассматривается всо­циальной психологии как способинтеграции групповой деятель­ности.Древнее по своему происхождению имногообразное по про­явлению, заражениевыступает как форма спонтанноговнутрен­него механизма поведениячеловека (Г.М. Андреева).

Заражениехарактеризует во многом бессознательную,невольную подвержен­ность индивидаопределенным психическим состояниямчерез пе­редачу психического настроя,обладающего большим эмоци­ональнымзарядом, через накал чувств и страстей[163; 164, с. 258; 11, с. 175—178].

Эмоциональноесопереживание субъектов учеб­ноговзаимодействия является одновременнои фоновым, и основ­ным механизмомконтакта.

Следует отметить, чтоэмоциональное сопереживание как механизмконтакта вызывается, в первую оче­редь,личностными особенностями взаимодействующихсубъек­тов, значимостью предметавзаимодействия, отношением сторон кэтому процессу. Это обеспечиваетвзаимопонимание и общность, согласованностьвзаимодействия.

Источник: https://works.doklad.ru/view/f6VV9QTlGE8/56.html

ovdmitjb

Add comment