Kievuz

Роза Люксембург Социальная реформа или революция?

Социальная реформа или революция?

Роза Люксембург Социальная реформа или революция?

Название настоящего произведения может на первый взгляд вызвать удивление.

Социальная реформа или революция? Разве может социал-демократия быть против социальной реформы? Можно ли противопоставлять социальную революцию, переворот в существующем строе, конечную цель социал-демократии, социальной реформе? Разумеется, нет.

Для социал-демократии повседневная практическая борьба за социальные реформы, за улучшение положения трудового народа еще на почве существующего строя, борьба за демократические учреждения представляет собой, напротив, единственный путь руководства классовой борьбой пролетариата, продвижения к конечной цели — захвату политической власти и упразднению системы наемного труда. Для социал-демократии существует неразрывная связь между социальной реформой и социальной революцией: борьба за социальную реформу — это средство, а социальный переворот — это цель.

Противопоставление этих двух моментов рабочего движения мы впервые обнаруживаем в теории Эдуарда Бернштейна, изложенной им в статьях «Проблемы социализма» в журнале «Neue Zeit»* за 1896/97 г. и особенно в его книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии».

Практически вся эта теория сводится не к чему иному, как к совету отказаться от социального переворота — конечной цели социал-демократии — и превратить социальную реформу из средства классовой борьбы в ее цель.

Сам Бернштейн наиболее метко и остро сформулировал свои взгляды в следующей фразе: «Конечная цель, какова бы она ни была, для меня — ничто, движение — все».

Но социалистическая конечная цель является единственным решающим моментом, отличающим социал-демократическое движение от буржуазной демократии и буржуазного радикализма.

Именно эта конечная цель превращает все рабочее движение из бесплодного штопания, предпринимаемого для спасения капиталистического строя, в классовую борьбу против этого строя с целью его окончательного уничтожения. Вот почему вопрос «социальная реформа или революция» в том смысле, как его понимает Бернштейн, является в то же время для социал-демократии вопросом: быть или не быть.

В спорах с Бернштейном и его последователями дело идет в конечном счете не о том или ином способе борьбы, не о той или иной тактике, а о самом существовании социал-демократического движения.

Знать это вдвойне важно для рабочих, вопрос идет именно о них самих и об их влиянии на движение, под угрозу ставятся их судьбы.

Оппортунистическое течение в партии, теоретически сформулированное Бернштейном, есть не что иное, как бессознательное стремление обеспечить преобладание за вошедшими в партию мелкобуржуазными элементами и видоизменить в их духе ее практику и цели.

Вопрос о социальной реформе и революции, о конечной цели и движении, представляет, с другой стороны, вопрос о мелкобуржуазном или пролетарском характере рабочего движения.

Если теории представляют собой отражение явлений внешнего мира в человеческом мозгу, то, имея в виду новейшую теорию Эдуарда Бернштейна, следует добавить — иногда отражение, поставленное на голову.

Теория введения социализма путем социальных реформ — после того как немецкая социальная реформа тихо скончалась; теория контроля профессиональных союзов над процессом производства — после поражения английских машиностроительных рабочих; теория о социал-демократическом большинстве в парламенте — после пересмотра саксонской конституции и покушений на всеобщее избирательное право при выборах в рейхстаг! Но центр тяжести рассуждений Бернштейна лежит, по нашему мнению, не в его взглядах на практические задачи социал-демократии, а в том, что он говорит о ходе объективного развития капиталистического общества, с чем, конечно, очень тесно связаны и его вышеупомянутые взгляды.

По мнению Бернштейна, общее крушение капитализма по мере развития последнего становится все менее вероятным, так как капиталистическая система с каждым днем проявляет все большую способность приспособления, а производство постоянно все больше дифференцируется.

Приспособляемость капитализма выражается, по мнению Бернштейна, во-первых, в исчезновении общих кризисов, что обусловливается развитием кредитной системы, предпринимательских организаций, транспорта и связи; во-вторых, в устойчивости среднего сословия вследствие постоянной дифференциации отраслей производства и перехода широких слоев пролетариата в среднее сословие и, наконец, в-третьих, приспособляемость эта выражается в улучшении экономического и политического положения пролетариата как результате профсоюзной борьбы.

Отсюда для практической борьбы социал-демократии вытекает общее указание, что ее деятельность должна быть направлена не на захват политической власти в государстве, а на улучшение положения рабочего класса и на введение социализма не в результате социального и политического кризиса, а путем постепенного осуществления кооперативного принципа.

Сам Бернштейн не видит ничего нового в своих рассуждениях и полагает даже, что они совпадают как с отдельными заявлениями Маркса и Энгельса, так и с общим направлением деятельности социал-демократии до самого последнего времени. Однако, на наш взгляд, трудно отрицать, что взгляды Бернштейна фактически находятся в коренном противоречии со всем ходом мысли научного социализма.

Читать полностью http://lib.rus.ec/b/143306/read

Источник: http://kvistrel.su/news/socialnaja_reforma_ili_revoljucija/2019-02-06-4052

Люксембург, Роза

Роза Люксембург Социальная реформа или революция?

Роза Люксембург – участник международного коммунистического и рабочего движения, российский, польский и немецкий революционер, основоположница Люксембургеанства, одна из основателей Коммунистической партии Германии, экономист, публицист, философ, теоретик марксизма и социал-демократии.

Биография

Родилась 5 марта 1871 года, в городе Замосце, в Польше, в богатой еврейской семье. Её родители были фабрикантами деревообрабатывающей промышленности. В пять лет Роза стала инвалидом и хромала до конца жизни. В 1880 году, семья Роза вместе с семьёй переехала в Варшаву, где с отличием закончила гимназию.

С 1886 году, Роза впервые вступила в политическую марксистскую организацию “Пролетариат”, созданную в 1882 году. Участвовала в акциях протеста, подвергалась преследованиям. В 1887 году, сдала экзамены. В 1888, получила диплом с отличием. Эмигрировала в Цюрих перед угрозой ареста. Вместе с ней покинули родину её сподвижники-интеллигенты.

Там принимала участие в различных рабочих организациях. Вела активную пропаганду среди студентов. Была членом кружка польских эмигрантов. Училась в университете. Изучала философию, историю, экономику, математику, политологию. Читала марксистскую литературу. Одной из целей Люксембург было обеспечение независимости Польши.

Для этого, в 1893 году, она принимала участие в создании Социал-демократической партии Польши и Литвы. Основала газету “Рабочее дело”. Она категорически протестовала против монархии и капитализма. В 1897 году, защитила докторскую диссертацию по теме «Промышленное развитие Польши». В 1898 году, женилась на слесаре.

Переехала в Берлин, вступила Социал-демократическую партию Германии. Много думала об революционном переустройстве общества. В 1899 году, написала ряд статей посвящённых ревизионизму. В своих статьях Люксембург рассматривала общественные и экономические проблемы тогдашней Европы, многие из этих проблем сохранились там и по ныне.

Поддерживала связи с Лениным, Плехановым, другими русскими революционерами. Люксембург была редактором ряда партийных изданий СДПГ. Выступала за равноправие мужчин и женщин. Вела политическую работу среди немецких горняков, боролась с оппортунизмом в СДПГ. Категорически против выступала против сотрудничества с буржуазными партиями.

В 1900, выступила на конгрессе Коминтерна, обосновала необходимость энергичных международных действий социалистов против милитаризма, колониальной политики империалистических держав и опасности мировой войны. В 1903 году, обратила внимание германского короля на катастрофическое положение немецких рабочих, за что получила два месяца тюрьмы за “оскорбление его величества”.

После освобождения направилась в Польшу под чужим именем, для поддержания первой русской революции. Она с большим энтузиазмом встретила весть об этом событии. Люксембург приветствовала тактику вооружённой борьбы и пролетарской революции. Там её ожидал очередной арест. С возвращением в Германию устраивала там многочисленные стачки.

В 1906 году, находилась в Финляндии, принимая участие в работе профсоюзов и организации рабочих выступлений. В 1906-7 г.г. участвовала в съезде социал-демократов в Лондоне, в 1910 году. Розу Люксембург узнали далеко за пределами Польши и Германии. В 1907 году, принимала участие в работе Второго Интернационала. Выступала на пятом съезде РСДРП.

А также на Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала. О ней писал журнал “Нью-Йорк Таймс”. В 1912 году, присутствовала на съезде социалистов. Обращала внимание общества на рост империализма в мире. В 1913 году, категорически протестовала против развязывания Балканской войны, которая позже переросла в Первую Мировую, за что была приговорена к одному году лишения свободы.

В частности, Люксембург указывала на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии. За антимилитаристскую агитацию подвергалась преследованиям и репрессиям. В общей сложности провела в тюрьмах около четырёх лет (главным образом в период 1-й мировой войны).

С радостью встретила весть об Октябрьской революции. В тюрьме занималась публицистической деятельностью. После освобождения из тюрьмы, в 1918 году, принимала в организации и создании Коммунистической партии Германии. В 1919 году, принимала участие в шествии берлинских рабочих. Роза Люксембург была убита по политическим мотивам в этом же году. Тело было погребено в берлинском “Мемориале социалистов”. Последствием убийства стали массовые беспорядки рабочих в Германии.

Труды

Промышленного развития Польши, 1898 год.

Социальные реформы или революции?, 1899 год.

Massenstreik, партии и профсоюзы, 1906 год.

Накопления капитала. Вклад в экономическое объяснение империализма, 1913 год.

Милитаризм, война и Рабочий класс, 1914 год.

Кризис социал-демократии, 1916 год.

Речь на учредительном съезде компартии Германии, 1918 год.

Опубликованные после смерти:

Русская революция. Критические оценки, 1922 год.

Собрание Сочинений, 1923-1928

Выбранный Говорить и дать, 1951 год.

Политический путь, 1966 год.

Роза Люксембург в тюрьме. Письма и документы из гг 1915-1918 гг., 1973 год.

Интернационализм и классовая борьба, 1971 год.

Наследие. Политические концепции

Читайте отдельную статью [[Люксембургианство]]

Роза Люксембург выступала за идеи Маркса и Энгельса:

“Марксизм является революционным мировоззрением, которое должно бороться постоянно новые знания, которые не терпит ничего подобного затвердевания время действительно формы, лучше всего сохранившихся в столкновении оружия самокритики и интеллектуальной истории в молнии и грома их жизненная сила”.

В 1901 году, Роза написала эссе о Карле Марксе, в котором говорила:

появление прибыли от трудового законодательства, которое лишает рабочего всегда является частью сделки стоимость своего продукта.Законодательства о конкуренции на рынке, заставляя подрядчика, его прибыль обратиться к “понимают” прибыль, а кредитная система, процесс производства товаров и продолжает идти.

Закон «средней нормы прибыли”, что приводит к распределению социально производимого богатства и вызвало последующий неизбежный «кризис» в капиталистической экономике.

Эти законы оправдано для них основной классовой солидарности владельцев капитала для производителей, так что структурные эксплуатацию будет преодолен только за счет упразднения наемного труда и классового господства.

В 1913 году, Люксембург, в своей основной работе разработала теорию империализма.

Империализм является исторической необходимостью, заключительный этап капиталистического развития.

Современный пролетарский класс не их борьба не окончательные, в книге, установленных в теоретической схемы, и борьба современных рабочих это часть истории, часть социального развития, и на фоне истории, в самый разгар развития, в середине в борьбе, мы узнаем, как мы должны бороться.

Рабочий класс в каждой стране учится драться в ходе их борьбы … Социал-демократия … это только авангард пролетариата, частью всех трудящихся масс, кровь от крови и плоть от плоти, эти социал-демократии, ищет и находит маршруты и специальные решения борьбу рабочих только в степени развития этой борьбы, в которой она черпает из этой битвы только свидетельство на будущее “.

“Социал-демократия есть ничто иное, как воплощение классовой борьбы современного пролетариата, которая опирается на осознание его исторические последствия. Их реальный лидер, по сути, сама масса […

] Тем более, что социал-демократия развивается, растет, окрепли, более просвещенный рабочих масс возрастает с каждым днем ​​их судьбы, руководство их движения в целом, чтобы определить свою политику в свои руки.

А так как социал-демократии во всем только сознательным авангардом пролетарского движения класса, по словам Манифеста Коммунистической партии в каждый отдельный момент борьба представляет собой постоянное интересы данного разрешения и любых частичных групповых интересов рабочего класса против интересов всего движения, так и в социал-демократии их лидеры все более мощными более влиятельной, более четкое и сознательное они сами только выразителем воли и чаяний просвещенных масс, только носителями объективных законов движения “.

“Отмены господства капитала, создание социалистического общественного строя – это и не меньше, это историческая тема нынешней революции.

Мощные работы, которые не в одно мгновение на несколько указов осуществляется сверху вниз, в результате чего только собственные сознательные действия масс трудящихся города и деревни на жизнь только самым высоким интеллектуальной зрелости и неисчерпаемый идеализм масс со всеми шторм могут быть привлечены благополучно в гавань “.

О демократии;

«Это историческая задача пролетариата, когда он придет к власти, чтобы создать вместо буржуазной демократии социалистическую демократию, а не отменить любой демократии.

Социалистическая демократия начинается одновременно с уничтожением классового господства и строительством социализма. Она начинается с момента завоевания власти социалистической партии.

Она ничего, кроме диктатуры пролетариата.

Увековечивание памяти

В России имеется 284 улицы Розы Люксембург. А также несколько сёл.

Источник: https://kommynist.ru/%D0%9B%D1%8E%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0

Книга: Р. Люксембург. Реформа или революция

Роза Люксембург Социальная реформа или революция?

Ро́за Люксембу́рг (нем. Rosa Luxemburg, польск. Róża Luksemburg, настоящее имя Rosalia LuxenburgРозалия Люксенбург; 5 марта 1871 — 15 января 1919) — немецкая революционерка польско-еврейского происхождения, одна из наиболее влиятельных деятелей европейского коммунистического движения.

Биография

Люксембург родилась 5 марта 1871 г. (по другой версии — 1870 г.) в русской Польше, в городе Замостье (Zamość), на восток от Люблина. Она была пятым ребёнком в буржуазной еврейской семье (отец был коммерсантом). Окончила женскую гимназию в Варшаве. В гимназии проявила себя как блестящая ученица.

В 1889 г., скрываясь от преследований полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат», эмигрировала в Швейцарию, где продолжила образование.

Изучала в Цюрихском университете политическую экономию, юриспруденцию, философию и вела революционную пропаганду среди студентов, участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против национализма Польской социалистической партии (ПСП).

Здесь она повстречалась с социалистом Лео Йогихесом, которого современники характеризовали как холодного и высокомерного молодого человека, и сравнивали с одним из героев «Бесов» Достоевского. Роза увлеклась им, а под его влиянием и социалистическими идеями.

В 1893 г. Роза вместе с Тышкой, Мархлевским, Варским и др. участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) и возглавила её печатный орган «Справа роботнича». И в этот же период она вела ожесточенную борьбу с П. С. П. (Польской Социалистической Партией), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.

В 1897 г. Роза защитила докторскую диссертацию «Промышленное развитие Польши», затем переехала в Германию. Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным. Больше ни в каких браках Роза не состояла и детей не имела.

Вскоре она стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор, многократно и подолгу сидела в польских и немецких тюрьмах.

Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

По поручению партии она работала среди польских горняков Силезии, в то же время теоретически и политически сражаясь против оппортунизма внутри германской и международной социал-демократии.

Сначала Парвус, а потом Люксембург первыми подняли тревогу по поводу роста оппортунизма внутри германского и международного социалистического движения.

Потом она возглавила политическую кампанию против министериализма Жореса-Мильерана, завоевав по этому поводу в Интернационале и в Германской партии неприязнь верхов и парт-чиновников.

После начала российской революции в 1905 года Люксембург тайно едет в Варшаву и принимает деятельное участие в революционных действиях польского пролетариата. Царская охранка наконец ловит её и она проводит долгие месяцы в тюрьме под угрозой расстрела или каторги. Её немецкие друзья выручили её из тюрьмы и в 1907 г. Люксембург навсегда переселяется в Германию.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы» (1906, в русском переводе — «Всеобщая забастовка и немецкая социал-демократия», 1919), в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи герм. рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку В. И. Ленина.

На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала (1907) Люксембург совместно с В. И. Лениным внесла поправки в резолюцию А. Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Зимой 1918—1919 гг. Роза участвовала в основании германской компартии и выступила с докладом «Всеобщая стачка и немецкая социал-демократия» на её учредительном съезде.

Она резко критиковала большевиков за установление в России однопартийной диктатуры, попрание демократических свобод и подавление оппозиционных партий. Активно выступала против министериализма (мильеранизма) и оппортунистических компромиссов с буржуазными партиями.

Двадцать лет назад она посвятила ряд блестящих статей опровержению ревизионизма, составивших книгу «Социальная реформа или революция?» (1899, русский перевод 1907).

В годы перед войной Люксембург окончательно рвет не только с официальным центром, но и с Каутским. В течение ряда лет она возглавляет леворадикальную оппозицию в партии.

В годы между первой русской революцией и мировой войной Люксембург начала уделять огромное внимание росту империализма. В течение нескольких лет она вела курсы экономики в партийной школе германской социал-демократической партии. Её монументальная и незаслуженно забытая работа «Накопление капитала» (1913 года) исследует проблему, над которой сам Маркс бился в течение свыше двадцати лет.

Ещё накануне войны, в 1913 году, за речь против милитаризма Люксембург была приговорена к году тюрьмы. С самого начала войны она начинает свою революционную агитацию против войны, возглавляя группу «Интернационал». Во время войны — ярая интернационалистка, единомышленница К. Либкнехта, вместе с которым основала «Союз Спартака».

В 1916 году была арестована и заключена в тюрьму. Однако даже в тюрьме не прекратила агитационной и пропагандистской работы, посылая конспиративно брошюры, листовки и воззвания против войны.

Там ею написана под псевдонимом «Юниус» знаменитая брошюра «Кризис социал-демократии», в которой теоретически предвосхитила полное разложение II Интернационала и создание III Коммунистического Интернационала. В сентябре 1918 г. написала статьи, изданные в 1922 г. брошюрой под заглавием «Русская революция.

Критическая оценка слабости», в которых, по выражению Мартова, «ругательски ругает» коммунистов «не только за Брестский мир, но и за разгон Учредительного Собрания. В постановке вопроса о диктатуре и демократии она почти буквально сходится с Каутским». [1].

В этих статьях содержится известный афоризм Люксембург: «Свобода – это всегда свобода для инакомыслящих». Статьи были скрыты коммунистами, постановившим их сжечь, но опубликованы единомышленником и гражданским мужем Люксембург Паулем Леви после его разрыва с Компартией.

Памятник Розе Люксембург на Ландверском канале в Берлине

По освобождению из тюрьмы Люксембург вместе с Либкнехтом руководит в декабре 1918 года учредительным съездом компартии. Вдохновлявшийся ею центральный орган партии и до сих пор является образцом для эпохи бурного темпа политической борьбы.

Будучи (как и Либкнехт) против свержения шейдемановского правительства, ввиду слабости компартии, Люксембург, тем не менее, приветствует начавшееся выступление берлинских рабочих в начале января 1919 г. Выступление подавили отряды фрайкора под руководством Г.

Носке; арестованные Либкнехт и Люксембург были убиты конвойными по дороге в тюрьму Моабит 15 января 1919 г. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, в машине убили выстрелом в висок и сбросили в Ландверский канал.

По словам историка-троцкиста Исаака Дойчера, с убийством Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия, и первый — нацистская».

В. И. Ленин высоко ценил революционные заслуги Люксембург. Он называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая, что её работы «… будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира».[2]

Среди литературного наследия Люксембург следует отметить работы: «Социальная реформа или революция» (1899), «Массовая стачка, партия и профсоюзы» (1906), «Накопление капитала» (1913), «Кризис социал-демократии» (1916), «Анти-критика» (1916), «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1922, посмертно).

Взгляды Розы Люксембург впоследствии получили собственное название — Люксембургианство или люксембургизм

Цитаты

Самая безоглядная революционная решительность и самая великодушная человечность — только в них истинное дыхание социализма. Мир должен быть перевернут, но каждая пролитая слеза, которую можно осушить,— это обвинение, а каждый человек, который, спеша по важному делу, просто по грубой невнимательности давит бедного червя, совершает преступление [3]
свобода всегда есть свобода для инакомыслящих

Память

  • Улица имени Розы Люксембург есть в таких городах, как Москва, Архангельск, Череповец, Бердянск, Брянск, Владикавказ, Днепропетровск, Донецк, Иркутск, Киров, Минск, Караганда, Одесса, Орёл, Оренбург, Полтава, Ставрополь, Таганрог, Тюмень, Томск, Ульяновск, Екатеринбург, Марганец, Тверь, Черкассы, Черновцы, Херсон, Ярославль, Ейск, Симферополь.
  • Площадь Розы Люксембург есть в Харькове и Берлине.

Ссылки

Источник: Р. Люксембург

  • Реформа — (лат. reformo)  преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы  укрепление и обновление государственных основ, что,… …   Википедия
  • Революция (переворот) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение)  глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… …   Википедия
  • Революция (социальная) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение)  глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… …   Википедия
  • Революция — У этого термина существуют и другие значения, см. Революция (значения). Революция коренное преобразование в какой либо области человеческой деятельности. Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) … …   Википедия
  • РЕФОРМА —         (франц. reforme, от лат. reformo преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к. л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной т. зр. под… …   Философская энциклопедия
  • Революция 1905—1907 годов в России — Революция 1905 года Первая русская революция …   Википедия
  • революция — и, ж. revolution f.

Источник: https://dic.academic.ru/book.nsf/59237706/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0+%D0%B8%D0%BB%D0%B8+%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

Роза Люксембург: биография революционерки

Роза Люксембург Социальная реформа или революция?

Роза Люксембург — знаменитая немецкая марксистка, знаток экономики и философ. Кто она такая, знает даже тот, кто, в общем-то, не фанат исторических наук.

Она много сделала для достижения равноправия мужчин и женщин. Была подругой известной революционерки Клары Цеткин. Биография этой удивительной женщины будет интересна даже человеку, который не сочувствует её взглядам.

Политическая деятельность

Даже противники Розы Люксембург признают, что она была храбрым, умным и честным политическим деятелем, способным многое сделать на благо всех народов. Она прожила недолго, но даже то, чего она успела добиться, впечатляет.

Роза была последовательным теоретиком марксизма, талантливым и объективным журналистом, блестящим оратором. Ей принадлежит несколько книг, которые являются настольными как у революционеров новых поколений, так и у реформаторов со всего мира. Вот некоторые из них, наиболее яркие:

  • «Социальная реформа — или революция».
  • «Кризис социальной демократии».
  • «Русская революция. Критическая оценка слабости».

Роза Люксембург много печаталась в журналах, была членом различных социалистических и коммунистических политических партий. Ратовала за права рабочих и женщин, за социальное законодательство.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Владимир Ленин, несмотря на определённые разногласия с Розой, очень уважительно отзывался о ней и достаточно часто прислушивался к её рекомендациям и советам.

Именем Розы Люксембург названы улицы и проспекты, а памятники ей можно встретить практически во всех уголках земного шара. Эту удивительную, умнейшую женщину уважали и уважают как единомышленники, так и ярые противники, признавая ее ясный ум и доброе сердце. Её варварское убийство, совершённое с негласного дозволения немецкого правительства, повергло в шок весь цивилизованный мир.

Рекомендуем: Кто такая Елена Блаватская?

Без сомнения, Розу Люксембург по праву можно назвать одной из тех великих женщин, которые в двадцатом столетии окончательно и бесповоротно изменили мир. Она посвятила всю свою жизнь, с ранней юности до гибели, борьбе за улучшение жизни на земле.

Эта замечательная женщина, без преувеличения, была гениальным политиком, и хотя трагическая смерть оборвала её жизнь, её наследие, её мечты, её идеи будут жить в веках. Ирина Шумилова

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/roza-lyuksemburg.html

ovdmitjb

Add comment