Kievuz

Русская архитектура второй половины XIX века

Архитектура 19 века в России :: Архитектурно-строительное бюро «idCraft»

Русская архитектура второй половины XIX века

Архитектура 19 века в нашей стране характеризуется совмещением нескольких стилей. Несмотря на то что во многом она является пережитком европейской эпохи Возрождения, архитектурные ансамбли 19 века представляют собой нечто более новое, индивидуальное, интересное.

Один из основных стилей архитектуры 19 века в России — классицизм. Однако он не присутствовал во всех работах в едином виде, а пересекался с другими не менее популярными стилями, такими как, например, ампир.

Русская архитектура 19 в. также примечательна стилем, который завоевал всю Европу — византийским. Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга учитывали его при разработке проектов Сенатской и Дворцовой площадей, строительство которых было закончено в первой половине 19 века.

Архитектура 19 века в Москве и Санкт-Петербурге

Для нынешней столицы России 19 век стал судьбоносным в развитии культурного наследия. После пожара в 1812 году началось массовое строительство зданий, которые до сих пор поражают своей красотой как жителей, так и гостей Москвы.

При создании архитектурных шедевров в Санкт-Петербурге, как и в Москве, знаменитые зодчие использовали монументальные элементы греческого градостроительства. Любая презентация архитектуры 19 века в России наглядно покажет, как много стилей использовано во время разработки величайших творений российского зодчества.

Архитекторы 19 века

История архитектуры 19 века насчитывает множеств имен, которые внесли вклад в развитие отечественного зодчества.

Над созданием архитектурного наследия 19 века в Санкт-Петербурге во многом потрудился Андрей Никифорович Воронихин.

В Северной столице он работал в самом начале девятнадцатого столетия, однако успел увековечить память о своих творениях, к примеру, созданием проекта галерей у ковша фонтана «Самсон» в Петергофе.

Воронихин продолжил преобразование старых фонтанов в Санкт-Петербурге и создание новых.

Различные стили архитектуры 19 века в России хорошо подчеркнули Андреян Дмитриевич Захаров, Карл Иванович Росси, Тома де Томон и другие знаменитые архитекторы.

Архитектура первой половины 19 века внесла большой вклад в создание архитектурного наследия России. Спецификой данного периода является влияние архитектуры эпохи Возрождения: власти нашей страны приглашали для развития зодчества архитекторов из других стран, и русские мастера перенимали у них опыт.

Именно архитектура начала 19 века сделала Москву такой, какой мы видим ее сейчас — величественной, красивой и торжественной. Поспособствовал этому пожар 1812 года, который спровоцировал необходимость реконструкции и создания важных государственных зданий.

Для Санкт-Петербурга начало 19 века также стало знаменательным временем: знаменитые русские и европейские архитекторы начали плодотворное сотрудничество и создали множество знаний, которые до сих пор считаются одними из лучших в мире творений архитектуры.

Направления архитектуры первой половины 19 века

В архитектуре первой половины 19 века в России можно было увидеть несколько стилистических направлений: классицизм, ампир, а также элементы византийской культуры — вот основные из них.

Также на российском зодчестве отразились гуманистические идеалы общества, что сыграло огромную роль при создании архитектурных ансамблей в крупных городах страны: классицизм потому был главенствующим стилем у русских архитекторов, что позволял показать монументальность и мощь Российской империи.

Русская архитектура начала 19 века включала в себя множество градостроительных задач, решение которых породило создание многих шедевров российского зодчества.

Именно тогда в Санкт-Петербурге завершается благоустройство Дворцовой и Сенатской площадей, а в Москве начинается массовое строительство общественных зданий.

Основными элементами архитектуры начала 19 века в России являются заимствованные у греков модные в то время античные колоннады, арки, гладкие стены. Применение данных элементов придает архитектурным ансамблям больше монументальности.

Архитекторы первой половины 19 века

Архитекторы начала 19 века заимствовали множество элементов у иностранных коллег, которые также занимались развитием российского зодчества по приглашению властей. Однако знаменитый русский архитектор Ворохин придавал зданиям больше строгости, словно пытаясь показать значимость общественных сооружений.

Из зарубежных архитекторов первой половины 19 века можно отметить швейцарца Тома де Томона, который активно использовал элементы греческой античности, умело совмещая их с присущей русским архитекторам монументальностью.

19 век является принципиально новым временем для развития культурного наследия в России. Вторая половина 19 века архитектурно проявляет себя возведением зданий, историческая важность которых является очень высокой. Именно тогда начинается массовое строительство важных государственных зданий: банков, представительств, образовательных учреждений, храмов и пр.

Половина архитектуры 19 века в позднем периоде представлена храмами и соборами, что, по мнению историков, связано с принятием князем Владимиром православия. В Севастополе за данный период было построено два величайших храма: Владимирский собор и крестово-купольный храм такого масштаба, который русская общественность увидела впервые.

Во второй половине 19 века архитектура продолжает подчиняться правилам мирового классицизма. Данный стиль позволяет воплотить монументальные, а также идейные задумки русских архитекторов.

Классицизм выражал стремление общественности к переменам, которые были необходимы из-за смерти Николая I, отмены крепостного права и неудачного окончания Крымской войны. Именно поэтому художники и архитекторы стремились выражать в своем искусстве основные идеи государственного строя.

Архитектура второй половины 19 века определила облик Москвы и Санкт-Петербурга. Именно тогда были построены важнейшие здания: храм Спас-на-крови в Питере, Исторический и Политехнический музеи в Москве, вокзалы в обоих городах.

Архитектура середины 19 века обрела направленный, неповторимы, «свой» стиль. Русские архитекторы наконец-то перестали повторять приемы европейских коллег и начали создавать неповторимые ансамбли, сочетающие традиционные приемы российского зодчества и современные течения мировой архитектурной моды.

Архитектура конца 19 века приняла новый виток развития культуры в России. Зодчие стали отказываться от вопиющей монументальности, которая в начале 19 века еще давала о себе знать.

Русская архитектура конца 19 века обрела свою индивидуальность благодаря таким архитекторам, как А. А. Парланд, В. О. Шервуд, Н. А. Шохин, И. А. Монигетти, Н. А. Померанцев и др.

19 век — время революционных перемен во всех сферах жизни. Исключением не стала и архитектура того времени. Смешение стилей и форм, а также разрушительная сила военного времени по-своему повлияли на архитектурное наследие России.

И, прежде всего, русские архитекторы 19 века восстанавливали городские ансамбли, решая невероятно сложные градостроительные задачи.

В других же странах зодчество развивалось естественным путем, опираясь на исторические перемены в обществе.

Архитекторы 19 века славились своей разноплановостью, создавая архитектурные шедевры в различных стилях, объединяя, казалось бы, невозможные элементы в одном сооружении. Архитекторов 19 века список можно составить довольно внушительный, в России было немало талантливых градостроитей, чьими творениями можно гордиться по сей день.

Список архитекторов 19 века в России включает в себя множество фамилий, как знакомых каждому, так и не очень, впрочем, их творения широко известны. Это и Тон К. А., работами которого мы можем любоваться, глядя на Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец; и А.Н.

Воронихин, спроектировавший колоннады в Петергофе, и свое главное творение — Казанский кафедральный собор; это и А.Д. Захаров, занимавшийся перестройкой здания Адмиралтейства, будучи главным архитектором Морского ведомства.

Список русских архитекторов, творивших в 19 веке, содержит такие знаменитые фамилии, как Росси К. И., Стасов В. П., Залесский И. П., Самарин П. М., Михайлов А. А.

и прочие, поскольку перечислить всех отечественных архитекторов того столетия будет крайне затруднительно, однако их творчество — яркий образец градостроительства 19 века.

Каждый из архитекторов 19 века был, безусловно, наделен талантом, поскольку их творения — прекрасные памятники архитектуры — как вехи истории стоят на земле, возвращая нашу память к прошлому.

И то, что в России список архитекторов 19 века весьма обилен, лишь говорит о том, что наши зодчие внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры того времени, поэтому мы должны чтить каждую фамилию архитекторов 19 века в России.

Источник: http://idcraft.ru/o-nas/stati/arxitektura-19-veka-v-rossii

Русская архитектура второй половины XIX века

Русская архитектура второй половины XIX века

Оглавление

Введение

Глава 1. Архитектура в XIX веке

1.1 Распространение классицизма

1.2 Русский классицизм в XIX веке

Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке

2.1 Новый этап в градостроении Петербурга

2.2 Средства выразительности классицизма

2.3 Кризис классицизма

Заключение

Список литературы

Ускорение исторического процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению с начальным периодом Нового времени. Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой.

Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи.

Это был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем – самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.

Менялся сам облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные «дворянские гнезда», небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое.

Носителями нового стали крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобы, доходными домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.

Уровень достижений и их роль в современной системе всех ценностей отражает уже тот факт, что при характеристике XIX в. часто используют термин «классический» – это возраст классического капитализма (свободной конкуренции), классической философии, классического естествознания, классической литературы.

Объект исследования – архитектура.

Предмет исследования – русская архитектура второй половины 19-го века.

Цель исследования – изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.

Задачи исследования:

1. Изучить распространение классицизма.

2. Рассмотреть русский классицизм в XIX веке.

3. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.

4. Рассмотреть средства выразительности классицизма.

5. Изучить кризис классицизма.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Марковой А.Н., Драча Г.В., Гуревич П.С., Силичева Д.А. и других.

1.1 Распространение классицизма

Архитектура первой половины XIX в. пережила свой расцвет в рамках классицизма. В это время в Париже, Лондоне, Берлине, Санкт-Петербурге появляются многочисленные архитектурные ансамбли, которые добавили главным европейским столицам характерного вида.

В годы правления Наполеона во Франции сложился стиль ампир (от французского империя), который стал продолжением и одновременно завершением классицизма 18 века.

Здания и сооружения в стиле ампир отличались монументальностью и торжественностью, часто они украшались военной атрибутикой.

Эти здания были призваны прославлять победы Наполеона: Вандомская колонна, построенная по образцу древнеримского столба императора Траяна, Триумфальная арка (архитектор Ф. Шальгрена) – лучший образец стиля ампир.

Благодаря своим колоссальным размерам (почти 50 м высотой, около 45 м шириной) и расположению на холме на пересечении двенадцати больших улиц, арка прекрасно просматривается из разных частей французской столицы. Ее украшает знаменитая скульптурная композиция – рельеф Ф. Рюда «Марсельеза». Триумфальная арка стала одним из символов Парижа.

Из Франции классицизм и его разновидность ампир распространились в России, где достигли вершины в архитектуре Петербурга.

Образ города на Неве сложился именно в конце XVIII и в первой половине XIX века, когда возникли основные его очертания в форме трезубца (хотя и по планам 18 века) и многочисленные комплексы: Васильевского острова (арх. Тома де Томон), Адмиралтейства (арх А. Захаров) и Казанского собора (арх. А.Н. Воронихина).

Высшим достижением классицизма в России стали работы зодчего К. Росси, который завершил создание ансамблей Дворцовой площади дугой и аркой здания Главного штаба и Сенатской площади – зданиями Сената и Синода. Во второй четверти столетия в Петербурге был построен по проекту архитектора О. Монферрана грандиозный Исаакиевский собор.

Благодаря посредничеству французских градостроителей классицизм стал распространяться даже в США, где стал первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». В этом стиле в Вашингтоне был возведен Капитолий – здание конгресса США, и Белый дом – резиденция президентов, некоторые частные усадьбы.

Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия.

В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, – Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне – ГУМ).

К середине XIX в. открытым в мировой архитектуре оставался вопрос о новом стиле. Обращение к старине подготовило появление эклектизма (от греческого «еклектикос» – тот, что выбирает) – архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей.

Эклектизм был, с одной стороны, отражением пошлых вкусов буржуа, использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, а с другой – выражением определенных мировоззренческих взглядов европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, свою эпоху – вершиной истории и не сомневался, что имеет право как угодно использовать наследие прошлых веках и культур. Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра «Гранд-опера» и помпезный берлинский рейхстаг.

Крепнущий капитализм и технический прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством.

Бурно росли города, в которых появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений (цирки, театры).

Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.

Первым городом, который понесло перестройки, инициированной буржуазной властью, стал Париж. Вскоре после революции 1848 г.

началась реконструкция города узких запутанных средневековых улочек, удобных для строительства баррикад, в город широких прямых авеню и кольцевых бульваров, которые впоследствии стали знаменитыми. Они связали центр и пригороды в единое целое.

Вскоре по образцу французской столицы стали перестраиваться Берлин, Вена и другие европейские столицы. Неотъемлемой их частью становятся общественные парки.

Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века – железобетон) и новые приемы и методы строительства. Но конструкции, созданные на основе промышленной технологии, считались очень грубыми и недостойными стать основой нового архитектурного стиля.

Их использовали пока только при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, в сооружениях всемирных промышленных выставок. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в.

сооружением была Эйфелева башня в Париже – высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах. Таким образом, к концу XIX в.

между технической и художественной сторонами архитектуры возникают своеобразные «ножницы», которые с течением времени стали расходиться все больше и больше. Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском – «современный»).

Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений.

В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, наиболее заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложил тип высотного офисного здания с минимумом декора – небоскреб.

Небоскреб – уродливая форма в архитектуре США, вызванный бешеными ценами на земли в престижных районах городов Чикаго, потом Нью-Йорке. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов.

Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуре века двадцатого.

1.2 Русский классицизм в XIX веке

Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.Д.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века.

По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества.

Источник: https://mirznanii.com/a/129663/russkaya-arkhitektura-vtoroy-poloviny-xix-veka

Архитектура второй половины XIX века в России

Русская архитектура второй половины XIX века

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ – способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил.

Замечание 1

Вторая половина XIX века в России – время, которое отдано эклектике, а именно смешению исторических стилей.

Возведение зданий происходило в ренессансном, готическом или мавританском стиле, путем копирования архитектурных форм или деталей фасадов, сочетая сразу несколько стилей, либо использование только одного из нескольких.

Характерным примером постройки в одном «вкусе» является дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге (А.И.

Резанов), построенный в 1867-1871 гг в стиле итальянского палаццо с одновременным использованием в отделке внутреннего убранства тем рококо, классицизма и элементов «русского стиля».

Рисунок 1. Дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

В художественном отношении архитектура того времени оценивалась как архитектура упадка.

Архитекторы материально зависели от частных предпринимателей, что свело практически к нулю осуществление крупномасштабных проектов. Основным заказчиком выступала русская буржуазия.

На 30-40 гг XIX века приходится постепенная утрата ясности и простоты архитектурного художественного образа, что привело к неизбежной потере единства стиля, к господству эклектики. Рациональная планировка сооружений того периода активно маскировалась архаичностью.

Ограниченность по объему этих форм приводила к применению их в архитектурных сооружениях, в независимости от их прямого назначения.

Оформление современных зданий декоративными элементами из русского зодчества обладало эклектическим, поверхностным характером, что усиливало противоречивость.

Государственное строительство, грамотно продуманные в архитектурном смысле застройки уступили место сокращению строительства государственных объектов и увеличению числа частных построек.

Качество архитектурных ансамблей с точки зрения их эстетичности и плановости оттеснялось на второй план, либо вовсе игнорировалось.

В итоге городские территории развитого капитализма выглядели как хаотичные застройки, что несомненно наложило отпечаток на городской облик.

Масштабы сооружений характеризовались несогласованностью и диспропорцией, пышный центр резко контрастировал с убожеством окраин.

Фабричные и заводские комплексы были своеобразными уродующими конструкциями для городского облика. Стремление архитекторов того времени придать таким сооружениям стиля путем включения в облик случайного орнамента в кирпиче, не давало нужного эффекта.

Решения, которые искали архитекторы в декоративных формах прошлого именуется историзмом или, как сказано выше, эклектикой. Исследователи замечали, что данное направление было реакцией на зависимость от традиций классицизма. Период историзма приходится на 1830 – 1900 годы.

Этапы историзма (эклектизма) в архитектуре России

  • готический историзм (1830-1860);
  • ренессанс, барокко, рококо (1840-1870);
  • русский стиль.

Первый этап историзма ознаменовал себя увлечением готикой – в Петергофе был возведен коттедж А. Менелеса, в стиле «неоготика» – церковь в Парголове архитектора А.П.

Брюлова. Особо ярко «неоготика» проявила себя в меблировке, интерьерных решениях Зимнего дворца. В Новом Петергофе — царские конюшни и вокзал Н.Л. Бенуа. «Помпейская» и греко-эллинистическая архитектура представлена Царицыным павильоном в Петергофе архитектора А. Штакеншнейдера, и Новым Эрмитажем в Петербуге Л.

Кленце.

Небольшая часть интерьеров Зимнего дворца, пострадавшая в пожаре 1837 года была выполнена в стиле «неоренессанса» и «необарокко» архитектором А. Брюлловым. А. Штакеншнейдер построил в «необарокко» дворец княгини Белосельской-Белозерской на Невском проспекте у Аничкова дворца. Он же в стиле «неоренессанс» запроектировал Николаевский дворец.

Мавританские и Египетские мотивы были воплощены в проектах домов княгини Мурузи, архитектором А. Серебряковым, и в Египетских воротах А. Менепаса в Царском Селе, соответственно. На тему русского зодчества стилизированны работы К. Тона, как например Большой Кремлевский дворец.

Каждый архитектор того времени старался выразить образы эклектизма по своему.

На втором этапе историзма (70-80-е годы) в архитектуре вовсе исчезают классицистические традиции.

Каркасные металлические конструкции и покрытия вызывают к жизни рациональную архитектуру с новыми конструктивными и функциональными концепциями.

В связи с появлением совершенно новых типов зданий, функциональность и целесообразность встала во главу стиля. Появились новые по назначению сооружения: выставочные залы, банки, больницы, вокзалы и т. д.

«Русский стиль» захватывает умы архитекторов.

Этапы «русского стиля» в архитектуре России

  • русско-византийский;
  • ропетовский;
  • неорусский.

Русско-византийский этап ярко выражен в творчестве К. Тона (храм Христа Спасителя в Москве, 1839-1883, разрушен в 1931, восстановлен в 1998 г.)

Ропетовский стиль унаследовал свое наименование по псевдониму архитектора И.П. Петрова-Ропет, до этого разрабатывался профессором Академии художеств А.М. Горностаевым.

На этапе данного стиля становятся модными шатровые завершения, декоры в виде узоров – «мраморные полотенца и кирпичная вышивка» – так названы мотивы в современности. Типичными образцами данного стиля являются: Храм Воскресения на крови А.А.

Парланда в Петербурге, в Москве: здание Исторического музея А.А. Семенова и В.О. Шервуда, здание Городской думы (Д.Н. Чичагов), здание Верхних торговых рядов А.Н. Померанцева.

Представленные примеры зданий обладают вполне современной планировкой интерьеров, которая никак не соотносится с фасадом, выполненном в подражательном стилистике древнерусской архитетуры. Это произошло по причине того, что И. Ропет и В. Гартман взяли за основу русское деревянное зодчество.

Рисунок 2. Храм Воскресения на крови в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Третий этап «русского стиля» – «неорусский». Является предшественником модерна и несет в себе российский вариант национального романтизма. Первая постройка стиля — церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882).

При всем недостатке художественных достоинств архитектуры второй половины XIX века, период обладал важной миссией для постановки новых задач и поиска новых стилей.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/arhitektura_vtoroy_poloviny_xix_veka_v_rossii/

Русская архитектура первой половины XIX века

Русская архитектура второй половины XIX века
Подробности Категория: Искусство России XIX века 20.04.2018 14:44 2140

В начале XIX в. русская архитектура продолжает развиваться в стиле классицизма, но в завершающем его этапе – стиле ампир.

Как известно, первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г.

Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.

Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др. 

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (1759-1814)

Неизвестный художник. Портрет А. ВоронихинаРусский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.Был крепостным графа А. С. Строганова, отпущен на волю в 1785 г.

Вместе с сыном графа Строганова посетил Францию и Швейцарию, где изучал архитектуру, механику и математику. Впоследствии получил звание академика живописи, а затем – академика архитектуры за проект колоннад в Петергофе.

Первые архитектурные опыты – отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793 г.

Главным строением Воронихина является собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (окончен в 1811 г.).

Казанский собор
После Отечественной войны 1812 г. собор был признан памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Интерьер собора
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге – здание Горного кадетского корпуса (позже института) на берегу Невы. Архитектурной доминантой его стал мощный 12-колонный портик.

Горный институт
Другие работы Воронихина: дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Андреян Дми́триевич Заха́ров (1761-1811)

С. Щукин. Портрет А.Д. Захарова
Работал в стиле ампир. Учился в Академии художеств, а также в Париже у Ж.Ф. Шальгрена, придворного архитектора Наполеона I. Достиг звания главного архитектора Морского ведомства в Петербурге, главного архитектора Гатчины.

Лютеранская церковь св. Петра в Гатчине. Архитектор А.Д. Захаров
Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А.А. Бетанкур построил её через несколько лет. Но главным достижением Захарова в архитектуре было проектирование и строительство здания Адмиралтейства.

Главное адмиралтейство в Санкт-ПетербургеИзначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. В 1732-1738 гг. архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства.К началу XIX в.

архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе. Возникла необходимость изменить облик здания, чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями, расположенными рядом.

В 1806-1823 гг. архитектор А.

Захаров блестяще решил эту задачу. Он почти полностью перестроил Адмиралтейство, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи был разбит бульвар (сейчас здесь Александровский сад).

Новое грандиозное сооружение имело величественный облик и сохранило его центральное положение в городе: главные магистрали сходятся к нему тремя лучами.

Кораблик на шпиле здания Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга.

Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н (1760-1813)

Французский художник и архитектор, работавший в России в стиле классицизма.В Россию прибыл в 1799 г. по приглашению князя А. М. Голицына.В 1801-1805 гг. по желанию императора Александра I увеличил и отделал заново Большой театр в Санкт-Петербурге, получив за это титул придворного архитектора.

Тома де Томон увеличил объём здания, пристроил со стороны главного фасада 8-колонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.

Большой Каменный театр стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором.

Большой театр. Фото 1886 г.
В 1805 г. Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове и создал новый.

По его проекту построено величественное здание Биржи, охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы.

На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И. П. Прокофьева и Ф. Ф. Щедрина.

Здание Биржи
Другие работы Тома де Томона: ансамбль стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами; проект мавзолея Павлу I в Павловске; старый Одесский оперный театр; военный госпиталь в Одессе; Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы; фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село и др.

Монумент славы в Полтаве

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (1769-1848)

А. Варнек. Портрет В.П. Стасова
Русский архитектор. Из семьи небогатых дворян. Работал в Экспедиции архитектурных дел. Академик Петербургской академии художеств. Важнейшие его постройки – Спасо-Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-ПетербургеСпасо-Преображенский собор построен в 1829 г. в стиле ампир на месте более раннего храма.

Площадь собора составляет 1180 м². Фасады оформлены 12-метровыми четырёхколонными портиками ионического ордера.

Спасо-Преображенский собор 

Завершает здание мощный световой барабан с куполом, по углам – четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Капитель одной из колонн
Стены собора декорированы лепными панно с воинскими атрибутами, т.к. во время царствования императора Павла I полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

Троице-Измайловский собор в Петербурге был построен в 1828-1835 гг. в стиле ампир. Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня. В 1754 г. на этом месте был заложен новый деревянный 5-главый храм. После наводнения 1824 г. архитектору В.П.

Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.Высота собора составляет 80 м. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.Фасады собора оформлены 6-колонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков – бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С.

И. Гальберга.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора – художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834)

Неизвестный художник. Портрет О. Бове

Российский архитектор, прославившийся реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Работал преимущественно в стиле классицизма.
Родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 г. для работы в Эрмитаже. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения у Ф. Кампорези.

Большой театр. Рисунок XIX в.

Под руководством Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построены Манеж, Театральная площадь с Большим (Петровским) театром (в 1821-1824 гг.

проект был переработан А. А. Михайловым). Бове также построил Градскую больницу за Калужской заставой, Триумфальные ворота.

Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ) – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен на Театральной площади в центре Москвы.

Театральная площадь
В марте 1853 г. театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. Был восстановлен по проекту А. Кавоса.

Большой театр. Современный вид

Доме́нико Жиля́рди (1785-1845)

М. Быковский. Портрет Д. Жилярди
Швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни Жилярди, двоюродный брат Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 г.

общественные здания Москвы: Университет на Моховой, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.

Работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля.

Здание Опекунского совета. Стиль ампир8-колонный портик увенчан фризом работы скульптора И. П. Витали и треугольным фронтоном. Колоннада поднята на высокий подиум с основанием, прорезанным входными арками. Ко входу ведёт широкая лестница. Здание завершено куполом на массивном барабане с полукруглыми окнами. Назначение Опекунского совета – попечение о незаконнорождённых детях и сиротах.В 1847 г.

по проекту М. Д. Быковского здание было перестроено, центральная часть его оставлена без изменений, как и интерьеры центральных залов.

Уса́дьба Кузьми́нки – бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино. Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов.

Конный двор зимой
В середине XIX в.

в состав архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кузьминки входило большое количество жилых и подсобных строений, в том числе господский дом, египетский павильон (кухня), пристань и «перевозной» плотик, галерея за прудом, оранжерея, конный двор с музыкальным павильоном, кузница, баня, Влахернский храм, ризница, хозяйственные флигели, флигель священнослужителей, больница для крестьян и др.

Храм Влахернской Божьей Матери

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/806-russkaya-arkhitektura-pervoj-poloviny-xix-veka

ovdmitjb

Add comment