Kievuz

СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Содержание

Французский социолог Эмиль Дюркгейм: биография, социология, книги и основные идеи

СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Эмиль Дюркгейм (годы жизни – 1858-1917) – один из выдающихся социологов. Он родился во Франции, в городе Эпинале. Отцом Эмиля был раввин.

Период обучения

Будущий социолог окончил колледж в г. Эпинале, а затем отправился в Париж для продолжения обучения. Во французской столице он прожил основную часть своей жизни. Здесь он создал многие труды, основал кафедру социологии Сорбонны.

Дюркгейм готовился к экзамену в Высшую нормальную школу в Лицее Людовика Великого. Он сдал экзамен в 1879 году. В это время он познакомился в пансионе Жоффре с Ж. Жоресом.

Этот человек впоследствии стал руководителем социалистической партии, борцом против войны, милитаризма и колониализма. Высшая нормальная школа считалась одним из лучших учебных заведений Франции того времени. Здесь Дюркгейм слушал лекции известных профессоров – философа Э.

Бугру и историка Ф. де Куланжа. В 1882 году Эмиль сдал экзамен и получил звание учителя философии. После чего он уехал на три года преподавать этот предмет в Сане и Сен-Кантене.

Появление первых научных статей, чтение лекций

Дюркгейм в 1885-1886 гг. решил взять годовой отпуск и посвятить это время изучению общественных наук. Сначала он “повышал квалификацию” (как говорят сегодня) в Париже, а потом и в Германии, у В. Вундта, известного социального психолога. Это позволило Дюркгейму написать и опубликовать в следующем году сразу 3 статьи.

Затем, в 1887 году, он был назначен решением министра профессором социологии и педагогики в университете города Бордо. Следует сказать, что курс, который здесь читал Эмиль Дюркгейм, стал первым курсом социологии в университетах Франции.

Нужно отметить и еще одно обстоятельство: педагогика и социология именно с данного периода стали тесно переплетены в практической и теоретической деятельности этого ученого.

Дюркгейм в конце 1880-х – начале 1890-х годов продолжил преподавать, а также создал статьи на различные темы: о дефиниции социализма, об убийстве и рождаемости и др.

Труды, относящиеся к последнему десятилетию 19 века

Эмиль Дюркгейм книги писал в разное время, однако самым плодотворным этапом в его творчестве является с этой точки зрения последнее десятилетие 19 века. В 1893 году Эмиль защитил докторскую диссертацию, выступив с работой “О разделении общественного труда”.

Кроме того, он написал на латинском языке еще одну диссертацию – “Вклад Монтескье в становление общественной науки”. В этом же году первая из них была опубликована в виде книги.

В 1895 году была напечатана монография, которую создал Эмиль Дюркгейм, – “Метод социологии”.

А спустя 2 года, в 1897-м, появляется его работа “Самоубийство”.

Кроме трех фундаментальных трудов Дюркгейм напечатал и ряд крупных статей в журнале “Философское обозрение”, а также в “Социологическом ежегоднике”, основанном им в 1896 году.

Таким образом, это десятилетие стало весьма продуктивным в творческом отношении для такого ученого, как Эмиль Дюркгейм. Социология благодаря его работам получила новый толчок к развитию.

Работа в Сорбонне, интерес к исследованию религии

С 1902 года начинается новый этап в деятельности Дюркгейма. В это время его приглашают работать в Сорбонну внештатным сотрудником кафедры педагогики. Помимо вопросов воспитания и образования, которые очень привлекают Эмиля как теоретика и практика-педагога, Дюркгейм начинает все больше интересоваться религиозной проблематикой.

В конце концов его многолетний интерес к этой теме отражается в еще одной фундаментальной работе, написанной в 1912 году (“Элементарные формы религиозной жизни”). Это произведение многие специалисты, занимающиеся изучением творчества Эмиля Дюркгейма, считают наиболее значительной его работой.

С 1906 года Эмиль становится уже штатным профессором Сорбонны, а также руководителем кафедры педагогики, которая в 1913 году стала называться кафедрой социологии.

Изучение проблем воспитания, образования, морального сознания

Все это время ученый проводит много времени, изучая вопросы воспитания, образования, морального сознания.

Следует назвать в этой связи знаменитую лекцию Дюркгейма “Педагогика и социология”, которая была издана отдельной работой.

Сюда же относится сообщение “Детерминация морального факта”, которое сделал во Французском философском обществе Эмиль Дюркгейм. Вклад в социологию этих работ был также значительным.

Смерть сына

Мировая война, начавшаяся в 1914 году, приносит страдание и горе Дюркгейму. На Салоникском фронте погибает в 1915 году его сын. Это был молодой социолог, подающий большие надежды, в котором Эмиль видел своего преемника и продолжателя дела. Смерть единственного сына усугубила болезнь Дюркгейма и ускорила его кончину. Эмиль ушел из жизни в ноябре 1917 года.

Планы общественного переустройства

Эмиль остро ощущал кризис буржуазного общества. Всеми своими силами он пытался противопоставить ему планы общественного переустройства, социологически обоснованные. Для достижения своей цели Дюркгейм активно использовал лозунг общественной солидарности, популярный в конце 19 – начале 20 века.

Ученый уделил много времени его теоретическому обоснованию. Дюркгейм, будучи настроенным реформаторски и антиреволюционно, приветствовал создание профессиональных корпораций. По мнению ученого, они могли значительно улучшить мораль в обществе.

Работая долгое время в области практической и теоретической педагогики, Дюркгейм считал, что вся система воспитания и образования должна подлежать существенной перестройке. В этом процессе большую положительную роль должна была сыграть, по его мнению, именно социология.

Эмиля Дюркгейма, кратко взгляд на общество которого мы только что описали, не просто интересовали вопросы морали. Он предпринимал конкретные действия по реализации своих идей. Благодаря им даже был принят закон, о котором мы сейчас расскажем.

Закон, изданный благодаря исследованиям Дюркгейма

Проведенные Эмилем исследования в области религии, которые он осуществлял параллельно с изучением обучения и воспитания, привели Дюркгейма к пониманию того, что следует исключить влияние церкви на университетское и школьное образование.

Ученый считал, что необходимо бороться против засилья клерикалов. Дюркгейм внес большой вклад в обоснование политики отделения церкви от государства и школы. Эта борьба увенчалась успехом: в 1905 году во Франции был издан соответствующий закон.

Ученики Дюркгейма, отношение к социализму

Эмиль оставил после себя целую школу социологов, просуществовавшую до начала 1930-х годов. Среди его учеников было много известных исследователей: М. Хальбвакс, М. Мосс, Э. Леви-Брюль, Ф. Симиан, А. Герц, А. Юбер и другие. Дюркгейм был не чужд политике. Известно о связях мыслителя с французскими социалистами, а также о его дружбе с Ж.

Жоресом, их вождем. Об этом много писалось и говорилось в свое время. Однако отношение Дюркгейма к социализму было неоднозначным. В частности, Эмиль рассматривал его как ошибочное экономическое учение, которое, кроме того, не уделяет моральным проблемам должного внимания.

По вопросу конфликта между классами, который социалисты считали чуть ли ни основной проблемой в обществе, французский социолог также имел другое мнение. Он полагал, что только в результате реформ устройства общества наступит улучшение жизни рабочих.

При этом данные реформы должны быть приняты после осознания всеми классами необходимости их проведения. Только тогда улучшение жизни рабочих не приведет к социальным конфликтам.

Предлагаем вам поближе познакомиться с двумя проблемами, самоубийства и религии, изучению которых посвятил много времени Эмиль Дюркгейм.

Кратко о проблеме самоубийства

Эмиль осуществил сбор и анализ данных статистики, отражающих динамику самоубийств в странах Европы.

Он сделал это для того, чтобы опровергнуть теории, по которым данный акт объяснялся биологическими, географическими, сезонными, психопатологическими или психологическими факторами.

Дюркгейм полагал, что лишь социология может объяснить различия в числе самоубийств, которые наблюдаются в разных периодах в различных странах. Ученый выдвинул альтернативное мнение.

Он предположил, что самоубийство представляет собой “социальный факт” (Эмиля Дюркгейма считают создателем данного термина), то есть это продукт соглашений, ожиданий и значений, возникающих в результате взаимодействия людей между собой. Ученый выделил типы самоубийств. Они обусловлены разной силой влияния на индивида существующих в обществе норм.

Типы самоубийств

Первый тип наблюдается тогда, когда человек намеренно разрывает социальные связи. Это эгоистическое самоубийство.

Второй тип возникает в результате того, что человек абсолютно интегрирован в социальную среду. Это самоубийство альтруистическое. Пример его – капитан, который во время кораблекрушения должен, согласно кодексу чести, утонуть вместе со своим кораблем.

Еще один тип – аномическое самоубийство. Оно связано с тем, что в обществе наблюдается потеря ценностной системы. В нем уже не работают старые нормы, а новые еще не успели сформироваться.

Эмиль Дюркгейм, теория которого отмечена созданием целого ряда новых понятий, назвал это состояние “социальной аномией”.

С его точки зрения, она характерна для обществ, переживающих трансформацию (к примеру, быструю урбанизацию).

Последний тип самоубийства – фаталистическое. Это следствие того, что общество чрезмерно контролирует индивида. Данный тип незначительно распространен.

Частота самоубийств

Эмиль заметил, что самоубийства чаще случаются среди протестантов, чем среди католиков. Кроме того, незамужние и неженатые чаще идут на этот шаг, чем состоящие в браке.

Самоубийств больше среди военных, чем среди гражданского населения. Их также больше в мирное время, чем в периоды революций и войн. Самоубийства чаще происходят во время экономического спада, нежели в годы экономической стабильности.

Кроме того, в сельской местности их меньше, чем в городах.

В отличие от остальных работ автора “Самоубийство” зиждилось на анализе статистического материала. Дюркгейм, таким образом, основал прикладную социологию, а также способствовал развитию количественного анализа в этой науке.

Анализ религии

Эмиль Дюркгейм полагал, что религия является общественным явлением. Он считал, что она могла появиться только в обществе. Сам Дюркгейм не был верующим. В 1912 году, как мы уже отмечали, появилось исследование Эмиля “Элементарные формы религиозной жизни”.

Оно было создано во многом под воздействием идей У. Робертсона-Смита. В этой работе ученый отказывался признавать религию исключительно самообманом или продуктом заблуждения ума.

По его мнению, она является сферой деятельности, в которой под богами подразумевается не что иное, как социальная действительность.

Значение достижений Дюркгейма

Теперь вы имеете общее представление о том, чем прославился Эмиль Дюркгейм. Основные идеи кратко были нами изложены. Отметим, что хотя Дюркгейм при жизни уступал в популярности Спенсеру или Конту, современные социологи оценивают его научные заслуги даже выше, чем достижения этих ученых.

Дело в том, что предшественники французского мыслителя являлись представителями философского подхода к пониманию задач и предмета социологии. А завершил ее становление как самостоятельной гуманитарной науки, имеющей свой понятийный аппарат, именно Эмиль Дюркгейм. Социология благодаря его работам стала интересовать многих.

Он показал, какие большие возможности открывает глубокий анализ различных явлений, проведенный с точки зрения этой науки.

Источник: https://FB.ru/article/215164/frantsuzskiy-sotsiolog-emil-dyurkgeym-biografiya-sotsiologiya-knigi-i-osnovnyie-idei

Теории и концепции Эмиля Дюркгейма

СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта.

Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью.

Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие.

Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Социальный факт

Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя.

Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками.

Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество.

Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума.

Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма.

Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество.

А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу.

В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга.

Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума.

Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие.

Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

  • Эгоистическое – является особым протестом человека против социальных норм и условий жизни, созданных социальными группами (например, семьёй);
  • Альтруистическое – причиной для него служат убеждения о том, что необходимо приносить себя в жертву кому-либо/чему-либо (например, самосожжение после смерти близких или смерть «за Родину»);
  • Аномическое – представляет собой протест против действующих социальных порядков (например, фашизма, диктатуры).

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате.

Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д.

А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.

Наследие

Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу.

Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также  их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D1%8E%D1%80%D0%BA%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B0/

Эмиль Дюркгейм вклад в социологию

СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Замечание 1

Эмиль Дюркгейм – знаменитый французский социолог. Он является основателем французской социологической школы. Дюркгейм первым сделал попытку теоретически обосновать и выделить предмет изучения социологии — социальную сферу. Им были разработаны методы и методология социологических исследований.

Он частично разделял положения позитивизма, но при этом выступал против биологизации социологии. Главным произведением Дюркгейма является труд «Метод социологии», выпущенный в $1898$ году. Его теория, в отличие от марксистской, большее значение придает субъективности социальной деятельности.

По мнению Дюркгейма структура социологии включает:

  • социальную морфологию,
  • социальную физиологию,
  • общую социологию.

Социальная морфология изучает строение общества, его социальные органы, включая различные социальные институты, состав и структуру населения.

Социальная физиология занимается изучением социальной жизнедеятельности. В результате чего возникает целый ряд отраслевых социологий: социология семьи, социология религии и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общая социология формулирует общие законы социального характера общественного функционирования.

Согласно социологии Дюркгейма общество представляет собой совокупность различных социальных фактов и взаимоотношений между ними.

Предметом социологии являются непосредственно социальные факты, которые представляют объективные явления, доступные для наблюдения: семья, брак, общественные группы и т.д.

Социальные факты являются единством сознательного или субъективного и материального или объективного. Главным в социальных фактах Дюркгейм считал субъективное.

Субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм определил группу социальных норм, организующих в принудительном порядке поведение людей. В результате чего возникают определенные социальные взаимосвязи. Массовое сознание, которое образует сущность социальной деятельности, одновременно является предметом социологического анализа и содержанием общественного развития.

Понятие солидарности

Дюркгейм определял ведущую роль разделения и интеграции труда в обществе. Он считал, что это приводит к обособлению индивидов, для преодоления которого требуется установление социальных связей между людьми. Дюркгейм делал акцент на том, что разделение труда совершенствуется на протяжении человеческой истории. Он делил общество на два уровня в зависимости от типа социальной связи в нем.

Дюркгейм выделял два вида социальной связи-солидарности:

  • механическая,
  • органическая.

Механическая солидарность существует в первобытнообщинных и синкретических сообществах, где отсутствует или недостаточно развито разделение труда и функционирование между людьми посредством языка, верований, обычаев. Данная солидарность определяет параллельно и чужих данному обществу.

Органическая солидарность появляется в постпервобытных обществах, которые более развиты, где разделение труда и функционального взаимодействия ведет к обмену деятельностью, знаниями, продуктами труда. Данный вид солидарности выражается в обычаях, нормах, ритуалах принятых в коллективе, а также в появлении координационных органах – церкви, государства.

Замечание 2

Дюркгейм считал, что общество не может эффективно функционировать, основываясь только на принципах личного интереса, при отсутствии коллективных норм регуляции.

Между человеком и государством он поместил профессиональные группы, которые и являются носителями принципов органической солидарности, а также смягчают социальные конфликты.

Самоубийство в теории Дюркгейма

Дюркгейм рассматривал также самоубийство, как социальный факт в ракурсе социальных связей и солидарности. Он выделял три типа самоубийства, обусловленные разными социальными ситуациями:

  • альтруистическое самоубийство, которое вызвано сильной механистической солидарностью;
  • эгоистическое самоубийство, обусловленное развитием индивидуализма крайней степени;
  • аномическое самоубийство являющееся результатом изменения экономических, политических или духовных условий жизни человека.

Роль Дюркгейма в развитии социологии

Дюркгейм считал, что революции в политике не способны что-либо изменить в социальных системах. Для того, чтобы за политическими изменениями последовали изменения социальные, они должны повлиять на глубинные нравственные ценности общества. Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих социологических теорий современности, в частности структурно-функционального анализа.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/vklad_v_sociologiyu_emilya_dyurkgeyma/

ovdmitjb

Add comment