Kievuz

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ

Содержание

Уклонение от уплаты налогов в ООО. Кто несет ответственность?

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ

Ни для кого не секрет что работа руководителя и главного бухгалтера в организации не только самая важная, но и самая ответственная.

В связи с этим, для каждого руководящего работника является актуальным вопрос персональной ответственности за принимаемые решения.

Вопрос уголовной ответственности стоит наиболее остро, так как одной из санкций за содеянное является не только большой штраф, но и лишение свободы.

Наиболее актуальным является вопрос привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, так как это нарушение может быть самым распространенным нарушением в организации.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов признается преступлением, когда оно совершено в крупном размере или особо крупном размере. Ответственность за него  наступает по ст. 199 Уголовного кодекса РФ.

ОТСРОЧКА, РАССРОЧКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ УСЛУГ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ У РОССИЙСКОГО КОНТРАГЕНТА

Часть первая предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем:

  • непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным,
  • либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

По части второй ответственность наступает за то же деяние, совершенное:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере.

Кто же несет уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, или, выражаясь юридическим языком, кто является субъектом данного преступления?

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Уголовное законодательство дает однозначный ответ – виновное лицо. Лицо, на которое в соответствии с законом или учредительными документами возложена ответственность за финансово – хозяйственную деятельность в организации.

Как правило, такими лицами являются руководитель и главный бухгалтер, в обязанности которых входит составление и подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) в определенный период времени. На это обстоятельство указывает Верховный суд РФ в Постановлении Пленума № 64 от 28 декабря 2006 г.

«О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые правонарушения».

В случае, если полномочия единоличного исполнительного органа в ООО переданы управляющей организации вопрос о виновных лицах будет решаться иначе.

УСЛУГИ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Закон об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью управляющему на основании договора. Таким договором на управляющую организацию может быть возложена обязанность составления и ведения всей бухгалтерской и налоговой документации. 

В налоговых правоотношениях управляющий будет являться законным представителем общества как налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). В такой ситуации управляющий вправе действовать от имени общества без доверенности. Это прямо следует из положений ст. 27 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно ст.

80 Налогового кодекса РФ представитель налогоплательщика подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Опираясь на эти нормы, Минфин РФ в Письме от 16 февраля 2011 г.

№ 03-02-07/1-49 также указывает на то, что единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемого общества без доверенности.

В этой связи Верховный суд РФ к субъектам преступления ст. 199 УК РФ относит не только руководителя и главного бухгалтера, но и иных лиц, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение финансовых действий.

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Следовательно, в случае, если договором с управляющей организацией предусмотрена обязанность составлять и предоставлять в налоговые органы финансовые документы, то уголовная ответственность за неуплату налогов и (или) сборов будет наступать в отношении виновных лиц управляющей организации.

Однако, уголовное преследование может затронуть руководящих работников, а также других сотрудников управляемой организации, если будет доказано, что они действовали в сговоре с управляющими.

Верховный суд РФ в рассматриваемом Постановлении указывает, что содеянное надлежит квалифицировать по пункту «а» части 2 ст. 199 УК РФ как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Лицо, организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного как организатор, подстрекатель, либо пособник.

 

Источник: https://rosco.su/press/uklonenie_ot_uplaty_nalogov_v_ooo_kto_neset_otvetstvennost/

Уклонение от уплаты налогов в УК РФ: признаки и наказание

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ

Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы.

Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы.

Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.

В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

  • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
  • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
  • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
  • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности.

Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов.

Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов.

Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров.

Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом.  Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Действующие меры наказания

Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

  • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
  • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

  1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
  2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

  1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
  2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).

Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.

 Ефремов Роман Сергеевич

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-nalogov

Практика применения статьи 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов с организации

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер.

Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения.

В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы.

В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней.

Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ.

В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции.

В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины.

Служебными  целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении.

Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной.

Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов.

При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Услуги Бюро: Адвокат по налоговым преступлениям.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности.

Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Публикация Бюро: Риски уголовной ответственности за взаимодействие с «фирмами-однодневками».

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. непредставление налоговой декларации в установленной законом порядке;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений. При этом под «иными документами» закон понимает любые предусмотренные законодательством документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается сознательное отражение в них любой не соответствующей действительности информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов или сборов.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.».

Публикация Бюро: Уголовная ответственность за хозяйственные операции с «однодневками».

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  1. в первую очередь, руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  2. главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  3. лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  4. иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособники преступления),
  5. лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  6. Лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.

1 статьи 108 УПК РФ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ.

Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.

1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ.

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета.  Применение положения статьи 76.

1 УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания.

Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.

Публикация Бюро: Взыскание ущерба с обвиняемого / осужденного лица.

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм.

Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе.

 Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Адвокат Павел Домкин

Источник: https://www.AdvoDom.ru/advice/advokat-po-state-199-uk-rf-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-i-sborov.php

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ

Система налогообложения призвана пополнять государственную казну. Налоги и сборы состоят из обязательных, периодичных или единовременных взносов в бюджет.

В случаях, когда лицо или группа лиц не исполняет обязательства по оплате налогов, наступает ответственность.

Уклонение от уплаты налогов по ст. 198, 199 УК РФ относится к нарушителям, чья задолженность приобрела крупный и особо крупный размер. Рассматривается в ходе судебных разбирательств.

В состав преступления входят длительность уклонения и размер задолженность физического лица или организации перед государством.

Физические лица

Уклоняются от уплаты налогов несколькими способами:

  • Не подают декларации о доходах в установленные налоговой службой сроки;
  • Скрывают истинный размер дохода;
  • Не вносят своевременных платежей, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Физическое лицо обвиняется в злом умысле при совершении деяний, характеризующихся как уклонение от уплаты налогов.

Начиная с 16 лет гражданин может преследоваться законом, если уже дееспособен, трудоустроен, но не выплачивает налогов.

Индивидуальные предприниматели также ответственны перед законом за уклонение, для них действуют те же пороги, что и для физических лиц.

Юридические лица

Организации также не подают налоговых деклараций или скрывают истинный размер своего дохода.

Объектом преступных деяний является государство, в бюджет которого не поступали средства от юридического лица.

Для организаций установлены повышенные планки для крупных и особо крупных размеров. Ответственность в случае возбуждения уголовного дела строже.

Как находят уклонистов

Поиском должников занимается налоговая служба. Под пристальное внимание подпадают физические и юридические лица при обстоятельствах:

  • Совершения операций без экономического смысла (по документам не значится доход лица при оказании им услуг любого рода);
  • При недостатке персонала или финансов для ведения деятельности, указанной в декларации;
  • Использования посреднических услуг, когда для этого не существует объективной необходимости;
  • Выплаты сотрудникам компании заработка, несоразмерного объему работ или квалификации;
  • Уменьшения налоговых выплат при росте дохода;
  • Выдача или получение кредитов в превышающем доходы размере.

Сотрудники налоговой службы также обращают внимание на счета физических лиц и организаций. Регулярные, необъяснимые и не облагаемые налогами пополнения приводят к дополнительной проверке субъекта.

Во внимание принимаются достаточно крупные суммы, исчисляемые сотнями тысяч рублей.

Классификация уклонения

С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

Нормативный акт Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
Определение крупного размера 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. 5 – 15 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 10% 25%
Определение особо крупного размера 4,5 – 13,5 млн руб. 15 – 45 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 20% 50%
Состав преступления Не предоставление декларации о доходах Не предоставление декларации о доходах организации
Предоставление заведомо ложных сведений о доходе Предоставление заведомо ложных сведений о доходе

Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.

Ответственность за уклонение по ст. 198 – 199 УК РФ

Чем грозит уклонение уплаты от налогов, также содержится в статьях Уголовного Кодекса.

Частное лицо или организация будут освобождены от уголовной ответственности при нескольких условиях:

  • Это первое привлечение к ответственности за неуплату налогов;
  • Субъект полностью погасил задолженность по налогам.

В остальных случаях наступает ответственность за уклонение от уплаты налогов:

Санкция Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
Штраф 200 – 500 тыс. руб., выплаты рассчитываются из размера дохода осужденного, длительность погашения 1,5 – 3 года
Принудительные работы 3 года 5 лет
Лишение свободы 3 года 6 лет

Борьбой с уклонистами занимаются несколько государственных инстанций в России: налоговая служба, арбитражные суды, Центробанк.

Если налоговая служба выдвигает подозрение в отношении лица или организации в уклонении от налогов, возбуждается уголовное дело.

По результатам расследования проводится судебное разбирательство.

Суд принимает во внимание все доказательства сторон, принимает решение. Во всех доказанных случаях уклонения подсудимого обязывают выплатить образовавшийся долг.

Дополнительно назначается наказание, тяжесть которого определяется на основании размера задолженности и наличия смягчающих/отягчающих обстоятельств.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/uklonenie-ot-uplaty-nalogov/

Уклонение от уплаты налогов УК РФ: варианты ответственности

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ

Любое доходное предприятие обязано уплачивать определённый процент налога. В зависимости от выбранной системы налогообложения сумма налога может меняться, и для каждой организации рассчитывается индивидуально.

Причём снятие процента происходит не автоматически, а после заполнения деклараций и соответствующей документации, так как необходимо знать фактическую прибыль предприятия. В том случае, если фирма не успевает оплатить налог, или не заполняла справку, ей выписывают штрафы.

Чем больше уровень налога, тем больше будет штраф, а за систематическое уклонение руководство компании может быть привлечено к уголовной ответственности.

Об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов

Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ  внесены изменения в ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым за уклонение физического лица не только от уплаты налогов, но и от уплаты страховых взносов предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.

198 УК РФ  уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации и иных необходимых документов, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —  наказываются штрафом от 100  до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Часть вторая данной статьи предусматривает ответственность за совершение аналогичных деяний в особо крупном размере.

http://vladprok.ru/ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-uklonenie-ot-uplaty-strahovyh-vznosov

Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов

В соответствии с Основным законом Российской Федерации каждый обязан платить налоги и сборы. Не стоит забывать, что налоги лежат в основе финансовой системы социально-ориентированной страны. Неполучение государством налогов ведет к нехватке в казне средств на здравоохранение, социальную сферу, оборону, обеспечение безопасности в стране.

Основным налогом, которое обязано уплачивать физическое лицо является налог с дохода.

Если лицо получает доход по основному месту работы, либо из нескольких мест, но при этом общегодовая сумма не превышает, установленный законом предел, то такое лицо освобождается от уплаты налога.

Если же физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано платить налоги и сборы с дохода, получаемого в результате осуществления этой деятельности. Порядок уплаты налогов определен в гл.23 Налогового кодекса РФ.

Важно! Уклонение от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации наказуемым деянием. Ответственность за данное преступление предусмотрена в Налоговом и Уголовном кодексах РФ.

Налоговая ответственность наступает согласно ст. 122 НК РФ.

При неправильном исчислении налога или неуплате /неполной уплате налогов и сборов, в следствие занижения налоговой базы, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки преступных деяний, указанных в ст.129.3 и 129.

5 на правонарушителя накладывается штрафная санкция в виде 20% от неуплаченных налогов.

В случае, когда в действиях правонарушителя имеет место быть прямой умысел (ч.2 ст.122 НК РФ), то размер штрафа выше – 40% от неуплаченной суммы налогов (сборов).

Уклонение от уплаты НДФЛ физическим лицом путем непредставления налоговой декларации или иных документов, установленных законодательством РФ, в случаях, когда это необходимо или предоставление заведомо ложных сведений при декларировании, совершенное в крупном размере является уголовным преступлением (ст.198 УК РФ).

По ч.1 данной статьи виновному лицу грозит одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы, арест, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Если преступление совершено в особо крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ), то суд назначает более строгое наказание:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей, либо исходя из дохода осужденного за период от 1,5 до 32 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.

Согласно действующему законодательству:

  1. Крупный размер – более 600 тысяч рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 1 миллиона 800 тысяч рублей.

  2. Особо крупный размер – более 3 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 9 миллионов рублей.

Важно! Если лицо ранее не привлекалось к ответственности по данной статье, то при условии выплаты штрафа, предусмотрено НК РФ, а также всех пени и недоимок – освобождается от уголовной ответственности.

В качестве субъекта выступает физическое лицо, достигшее 16 лет – резиденты и нерезиденты РФ (получающие доходы на территории РФ), лица без гражданства, а также лица, занимающиеся частной практикой: детективы, охранники, индивидуальные предприниматели. Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

Если лицо является ИП, но в установленном законом порядке не зарегистрировало себя в налоговом органе, то он не вправе ссылаться на данный факт, как на основание для освобождения от уплаты налогов и сборов.

Расследованием уголовных дел по ст.198 УК РФ отнесено к компетенции Следственного комитета РФ.

Основанием для возбуждения дела являются материалы налоговых проверок, в которых есть данные, указывающие на совершение преступного деяния в сфере налогообложения.

Ответственность за неуплату налогов юридическими лицами

Юридические лица уклоняются от уплаты налогов не реже, чем физические. В связи с этим в ст.199 УК РФ законодатель предусмотрел уголовную ответственность за неуплату налогов для организаций.

Субъектом данного преступления выступает директор, руководитель, главный бухгалтер, сотрудники временно их заменяющие на момент совершения преступления, а также иные лица, работающие в организации, которые внесли заведомо ложные сведения в налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Согласно ч.1 ст.199 УК РФ за уклонение от уплаты обязательных налогов и сборов, а также за подачу заведомо ложных сведений о полученных доходах, совершенное в крупном размере предусмотрена ответственность в виде:

  1. штрафа;
  2. ареста до 6 месяцев;
  3. принудительных работ до 2 лет;
  4. лишения свободы до двух лет.

Если указанное преступление совершено группой лиц, либо в особо крупном размере, то преступникам грозит более строгое наказание: штрафная санкция в размере от 200 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

К виновному в качестве дополнительного наказания по ст.199 УК РФ может быть применено такое наказание, как: лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет.

  1. Крупный размер – более 2 миллионов рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 6 миллионов рублей.
  2. Особо крупный размер – более 10 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 30 миллионов рублей.

Для того, чтобы избежать проблем с налоговыми органами, рекомендуем Вам обращаться в соответствующие коммерческие организации, где работают квалифицированные юристы, бухгалтера, аудиторы.

http://opravdaem.ru/economic-crimes/ugolovnaya-otvetstvennost-za-neuplatu-nalogov/

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом.

Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.

К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК.

Об этом прямо сказано в п. 4 ст.

108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п.

5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

С 01.05.

2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса
    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
  2. Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)
  3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
  4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.(п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Источник: http://finbazis.com/uklonenie-ot-uplaty-nalogov

ovdmitjb

Add comment