Kievuz

Виды и явления памяти

Классификация явлений памяти

Виды и явления памяти

Различаются процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти: непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.
Образная память – представления – классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.
След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений.

Косвенное запоминание и воспроизведение – это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, – по ассоциациям.

Это непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления.

Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

  1. Ассоциация по смежности: элементарный вид связи без существенной переработки информации.
  2. Ассоциация по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.
  3. Ассоциации по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству – один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти

В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

  1. сенсорная – непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта;
  2. кратковременная;
  3. оперативная;
  4. долговременная.

Сенсорная память – непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е.

сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы.

Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Объем ее ограничен 5–7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов.

Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. (Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т.е.

перекодировав буквы и цифры соответственно месту букв в алфавите.)

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память – запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Типы

Типы памяти – индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы). Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти.

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. (Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14.)

Существенная индивидуальная особенность памяти – направленность на запоминание определенного материала. (Известный криминалист Ганс Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.)

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других – к мышлению.

Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций.

Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Источник: https://psyera.ru/2869/klassifikaciya-yavleniy-pamyati

Понятие и виды памяти

Виды и явления памяти

Память — психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивидуума.

Память — это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности. Наиболее значимая информация, как правило, сохраняется на длительное время.

Факты, полученные с помощью гипноза, свидетельствуют о том, что следы многих впечатлений, казалось совершенно забытых, на самом деле продолжают сохраняться. Наша память ограничена не в запечатлении, а в возможностях сознательного воспроизведения необходимого материала.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Процессы памяти:

    • запоминание;
    • сохранение;
    • воспроизведение.

Виды памяти:

1) В зависимости от целенаправленности:

    • непроизвольная (непреднамеренная);
    • произвольная (преднамеренная).

2) В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга:

    • образная;
    • логическая;
    • эмоциональная.

Образная память (представления) — классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, двигательная и т.д.).

Системы памяти:

    1. Иконическая (мгновенная) память — непосредственный отпечаток сенсорного воздействия.
    2. Кратковременная память.
    3. Оперативная память.
    4. Долговременная память.

Иконическая память, непосредственное запечатление сенсорных воздействий — это сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы.

Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Иконическая память обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуаций, это фиксация объектов, попавших в поле восприятия.

Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти непродолжительно (от нескольких секунд до нескольких минут).

Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 объектами.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности.

Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности.

Так, мы запоминаем элементы предложения, чтобы осмыслить его в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы — единицы оперативной памяти. Так, чтение по буквам, по слогам, по целым словам или комплексам слов — это примеры использования различных блоков оперативных единиц.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения.

При оперировании с объектами, состояние которых постоянно изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, с предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл эта информация имеет для данного индивида.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-vidi-pamyati

Какие виды памяти существуют? Классификация с пояснениями

Виды и явления памяти

Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться.

Память человека составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек.

Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность.

Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего.

Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г.

психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Память и ее виды по психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.

Образная

Образная память — память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.

Двигательная

Сначала у ребенка появляется двигательная память — уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы.

Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба.

Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации.

Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации.

При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника.

Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.

Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент.

По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней.

Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.

Долговременная память – сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации.

Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную.

Без повторения информация стирается.

Лаухина Екатерина

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/vidy-pamyati.html

Виды памяти человека, процесс запоминания информации,связь нервных процессов мозга и памяти

Виды и явления памяти

Общая характеристика памяти и ее физиологические основы

Память—психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определенных условиях восстанавливать огромное количество информации, полученной его мозгом извне и от собственного тела.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал.

Память — это отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.

Память — процесс сложный. Она состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запечатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание — процесс противоположный запоминанию, но неизбежный в определенных условиях.

  • Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки.
  •  Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения.
  • Существует также особый вид памяти — память на чувства, пережитые человеком. Запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли.

Память необходима человеку.

Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые человек усваивает в виде знаний, умений и навыков.

Придавая огромное значение обогащению и совершенствованию памяти,  ученый  писал: «Богатым стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств которые выработало человечество».

Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздействовало на его мозг, а главным образом то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью.

Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира.

Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти, по учению И. П. Павлова, является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности.

Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными и др. Запомнить — значит связать что-то с чем-то: имя человека — с его внешним видом, дату исторического события — с содержанием события и т. п. В психологии подобные связи называют ассоциациями. И. П.

Павлов так характеризовал значение и физиологический механизм ассоциаций: «Временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих. Вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей.

Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиологи называют временной связью, а психологи — ассоциацией»

И. П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительно полнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов, которые протекают в нервных клетках.

В последние годы в этом направлении проведено много исследований советскими и зарубежными учеными.

Среди гипотез, пытающихся углубить и конкретизировать павловское учение о физиологических механизмах памяти, наибольший интерес представляет химическая гипотеза, сущность которой заключается в следующем.

В состав живых клеток входят особые химические вещества — ДНК (дизоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). Нервные клетки содержат много рибонуклеиновой кислоты. Исходя из экспериментальных данных, исследователи предполагают, что ДНК имеет прямое отношение к передаче наследственных признаков от поколения к поколению, а РНК играет важную роль в процессах памяти.

Она служит обязательным промежуточным звеном в механизме записи (закрепления) информации, поступающей извне в нервные клетки. Под действием нервных импульсов меняется структура РНК, а это в свою очередь приводит к изменению структуры белковых молекул нервных клеток. Изменение структуры белковых молекул означает возникновение «следа» в нервной клетке.

Если нервные импульсы, поступающие извне в нервные клетки, кратковременны, то происходит лишь циркуляция их по замкнутым нервным путям. Это явление лежит в основе кратковременной памяти. Если же нервные импульсы циркулируют долго (свыше 30—50 мин.), то под действием РНК изменяется структура белковых молекул нейронов.

Это ведет к образованию «следов», позволяющих прочно сохранять поступающую в мозг информацию (долговременная память).

Согласно другой гипотезе, запись информации осуществляется в системах определенным образом соединенных клеток. Это своеобразное сочетание нейронов является основой сохранения и воспроизведения информации. Авторы этой гипотезы предполагают, что разнообразные объективные связи между предметами и явлениями окружающего мира отражаются в разнообразных меняющихся сочетаниях нейронов.

Многие исследования направлены на выяснение роли отдельных структур мозга в процессах памяти. Так, например, опыты российского психолога Лурия показали, что повреждения различных корковых областей (зрительной, слуховой, двигательной и др.) вызывают расстройство отдельных видов памяти (зрительной, слуховой и др.

). При повреждении глубоких структур мозга, таких, как ретикулярная, расположенная в мозговом стволе, происходит общее расстройство памяти. Такое же явление наблюдается при повреждении среднего мозга. При этом во всех случаях обнаруживается нарушение «кратковременной» памяти. Воспринятая информация забывается через 2—3 секунды.

  • Ученые прилагают огромные усилия на раскрытие физиологических механизмов памяти. Все добытое в этой области позволяет сделать вывод о том, что в хранении и воспроизведении информации участвуют все отделы головного мозга, хотя и в разной степени.

 Различают несколько видов памяти человека

Если иметь в виду своеобразие информации, удерживаемой памятью, то можно выделить память сенсорную, моторную, эмоциональную и словесно-смысловую. Сенсорная память — это память на образы предметов и явлений (или их свойств), которые ранее действовали на наши органы чувств.

В зависимости от того, по какому каналу поступает информация, сенсорную память в свою очередь делят на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую, смешанную.

Запоминание, сохранение и воспроизведение величины, формы и цвета предметов — это проявление преимущественно зрительной памяти; запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение речевых звуков, мелодий и пр.— это преимущественно проявление слуховой памяти.

Конечно, указанное подразделение условно, потому что всегда существует связь между анализаторами (каналами). Сенсорную память некоторые ученые называют наглядной памятью, потому что у зрячего человека чаще всего возникают зрительные представления. Моторная память — это память на движения собственного тела.

Она особенно важна при образовании двигательных навыков — спортивных, производственно-трудовых, некоторых учебных и т. п. Эмоциональная память — это память на пережитые человеком эмоции и чувства. О ее существовании выдающийся русский актер и режиссер К. С.

Станиславский писал следующее: «Подобно тому как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования.

Казалось, что они совсем забыты, но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания. Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Словесно-смысловая память (ее также называют вербально-логической) — это память на мысли, выраженные словами. Словесно-смысловая память необходима человеку для усвоения знаний в качестве основы логического мышления.

Не всякий материал, хранимый памятью, человек одинаково осмысливает. В зависимости от степени осмысления информации, память делят на механическую и логическую.

Примером механической памяти может быть запоминание и припоминание телефонных номеров, заучивание иностранных слов и все те случаи, когда кто-либо заучивает смысловой материал (например, текст учебника), не понимая его смысла.

Логическая память, наоборот, основана на понимании смысловых связей между объектами памяти.

По длительности функционирования запечатленной памятью информации память делят на кратковременную и долговременную

Кратковременную память в настоящее время принято называть оперативной памятью, потому что она особенно нужна операторам — лицам, обслуживающим сложные системы механизмов на автоматизированном производстве.

На сигнализационных досках перед оператором то и дело появляются световые или звуковые сигналы, имеющие определенное значение. Чтобы принять то или иное решение, оператору нужно запомнить сигнал лишь на короткое время.

После выполнения операции ему надо сразу же забыть информацию, обозначенную сигналом, с тем, чтобы переключить внимание на очередные сигналы. Ошибочные действия операторов часто объясняются тем, что забывания использованной информации не произошло, и она вновь используется для решения иной задачи.

особенность оперативной памяти — кратковременность. Сохранение информации длится несколько минут и даже секунд. В оперативной памяти запоминание целиком подчинено текущей задаче деятельности. Оперативная память связана с памятью долговременной.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти, или из оперативной памяти переходит в долговременную память, закрепляясь в белковых молекулах нервных клеток. По мере надобности она вновь может перейти в кратковременную память и после использования опять отойти на второй план, в долговременную память.

Некоторые советские психологи (И. М. Соловьев и др.) провели исследования с целью выявления роли оперативной памяти в обучении. Установлено, что многие трудности учащихся при решении арифметических задач и списывании текстов объясняются особенностями оперативной памяти.

Запоминание условий задачи в процессе ее решения — результат не долговременной, а кратковременной памяти: при выполнении ряда последовательных действий важно сохранять в памяти лишь конечный результат предыдущего действия до получения следующего результата, в противном случае запечатленный материал может мешать решению задачи. При списывании текстов тоже необходима лишь кратковременная память: ученику надо держать в памяти только те небольшие куски текста, которые он в данный момент пишет (слоги, слова, словосочетания); по мере написания выполненная часть работы забывается, уходит с поля сознания, и это вполне естественно.

Оперативная память опирается на способы запоминания, сформировавшиеся в долговременной памяти, и на приемы, выработанные в деятельности, которую она обслуживает. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, характерные для оперативной памяти.

Объем оперативной памяти зависит от характера выполненной деятельности. Так, решая задачи на отыскивание заданного символа (бук. вы, цифры) среди большого количества предъявленных символов, испытуемые удерживали от 6 до 8 единиц.

В этих же задачах при усложнении мыслительной операции с символами объем оперативной памяти снижался до 3—4 единиц.

  • Объем кратковременной памяти зависит также от характера материала задачи.

Так, списывать текст можно по буквам, слогам, словосочетаниям. Успех выполнения работы зависит от того, какие единицы памяти используются: чем они крупнее, тем успешнее списывание.

На ранних этапах оперативная память протекает в виде непроизвольного запоминания; с развитием произвольного запоминания и овладения приемами заучивания запоминание в оперативной памяти тоже становится произвольным, но оно не является заучиванием.

Материал оперативной памяти включен в способы выполнения какой-либо деятельности (решение  арифметической задачи, списывание с обязательным соблюдением грамматических правил, точное нанесение обозначений географических объектов на контурную карту и т. п.), поэтому его трудно, а часто невозможно, воспроизвести после свершения операции. Успешное выполнение деятельности возможно, когда способы запоминания и забывания оперативной информации автоматизируются.

Источник: http://net22.ru/vidy-pamyati-cheloveka-process-zapominaniya-informaciisvyaz-nervnyx-processov-mozga-i-pamyati/

ovdmitjb

Add comment