Kievuz

Власть как социально-политическое явление

Власть как социально-политический феномен

Власть как социально-политическое явление

Министерство образования и науки

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

                   Исполнитель: студент       

   Направление: Управление

 качеством 

Группа: УК-10П                

Ф.И.О: Соболев А.В.         

Екатеринбург

2012

Власть – весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е.

полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида – власти политической, или государственной.

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.

Власть – это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть – это политическое господство над людьми.

Власть – это система государственных органов.

Власть – это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть – это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

Власть – одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни – в животном мире.

Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида.

Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: “А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В”.

Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).

Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе.

В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты.

То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.

Принуждение – это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

В Конституции Российской Федерации утверждается, что “…Россия есть демократическое федеральное правовое государство…”. Задача правового государства – строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Характерные признаки власти:

  • доминирование властной воли;
  • наличие особого аппарата управления;
  • суверенитет органов власти;
  • монополия на регламентацию жизни общества;
  • возможность принуждения в отношении общества и личности.

Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.

Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:

  • право;
  • авторитет;
  • убеждение;
  • традиции;
  • манипуляции;
  • принуждение;
  • насилие.

В чем же заключается необходимость политической власти?

Во-первых, власть инклюзивна (от лат. “инклюзере” – включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.).

В-третьих, власть необходима для организации общественного производства.

В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.

В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.

В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

  • анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
  • определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
  • репрессивная функция – надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
  • присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными – воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
  • распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
  • преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

К отличительным признакам политической власти относятся:

  • легальность в использовании силы;
  • верховенство – обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
  • публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
  • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.

1.2 Принципы организации и функционирования государственной власти в современном обществе

Государственная власть в современном обществе базируется на совокупности изложенных ниже принципов:

1. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Смысл идеи разделения властей — не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. А вот конкретные пути достижения такого результата (в чем и заключается содержание принципа разделения властей) в разные эпохи и разными мыслителями предлагались различные.

Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

  • четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
  • независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
  • обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;
  • гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;
  • социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

2. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти — ее подчиненность Праву, регулируемость законами.

3. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип — ее безличность.

Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике, этот своего рода традиционализм политической культуры, проявляющийся в том, что власть воспринимается только как персональная, как власть конкретной личности, которой эта личность наделена, обладает.

В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.

4. Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.

5. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.

Не являясь правовым процессом и не обладая поэтому юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, в той мере, в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества.

М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения власти выделяет три основных типа легитимности:

  • традиционная (основана на обычаях и традициях, привычке повиноваться власти, вере в священность существующих порядков; власть носит личный характер, передается по наследству, освящается традиционными нормами и религией, она сакральна);
  • харизматическая (ее источником являются качества личности — харизматического лидера). Этот тип легитимности обладает меньшей устойчивостью и запасом прочности, так как основывается на эмоционально-личностном отношении вождя и массы (любая ошибка власти может привести к утрате ее харизмы, доверия народа к ее представителям);
  • рационально-легальная (основана на формально-рациональных процедурах и законах, на рациональнопонятом интересе, побуждающем людей подчиняться решениям правительства).

Источник: http://stud24.ru/politology/vlast-kak-socialnopoliticheskij-fenomen/388963-1306834-page1.html

Власть как социальное и политическое явление. Теории власти (стр. 1 из 3)

Власть как социально-политическое явление

Власть как социальное и политическое явление. Теории власти

Власть – одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, обществе можно выделить отношения властного типа.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

В политической науке существует множество дефиниций власти.

Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

«Г имеет власть над Х в отношении К, если Г участвует в принятии решений, влияющих на политику Х в отношении К» (Г. Лассуэлл и А. Кэплэн).

«Субъект А обладает властью над субъектом В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что В сделал бы другим образом» (Р. Даль).

«Власть может быть определена как производство намеренных результатов. Это, таким образом, количественное понятие… А обладает большей властью, чем В, если А достигает множества намеренных результатов, а В – лишь немногого» (Б. Рассел).

Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

Власть «является обобщенной способностью обеспечивать выполнение связывающих обязательств элементами системы коллективной организации, когда обязательства легитимированы их соответствием коллективным целям и где на случай непокорства предусматривается презумпция принуждения с помощью негативных ситуационных санкций, вне зависимости от того, кто бы ни был агентом подобного принуждения», это – «институционализированное могущество, осуществляемое по отношению к другим» (Т. Парсонс).

Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и другие группы» (Д. Ронг).

«Власть есть способность одних акторов (личностей, групп или институтов) определять или изменять (полностью или частично) ряд альтернативных действий или выбор альтернатив для других акторов» (Р. Блау).

«Власть А над В соответствует способности А добиться, чтобы в его переговорах с В условия обмена были для А благоприятными» (М. Крозье).

«Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Фрёнд).

Приведенные определения власти отражают многообразные теоретические подходы к исследованию этого явления. Наибольшее распространение получили реляционистские теории власти, включающие в себя теории сопротивления, теорию «обмена ресурсов», теорию раздела «зон влияния», а также бихевиоралистская теория власти и системная теория власти.

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между как минимум двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является влияние одного субъекта на другого.

Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия» (курсив наш.

А. Х.).

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти).

Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения, идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно влияние субъекта власти на мотивы подвластного.

Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов», с позиций которых властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.

Аналогом денег в такой модели является власть. «Товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» являются избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания.

Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Легальность и легитимность власти

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью понимается законность власти. Понятие же «легитимность», введенное в политологию М.

Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу.

Согласно веберовской теории выделяются три типа легитимного господства.

Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальный и сословный.

Патриархализм(существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений.

Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах.

Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности.

Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса, который способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, а те приписывают вождям необыкновенные свойства.

Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам.

В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером.

При данном типе господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка.

«Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдьё связывает легитимность со скрытой верностью. Т.

Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Легитимность власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса.

Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания.

Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Источник: https://mirznanii.com/a/183938/vlast-kak-sotsialnoe-i-politicheskoe-yavlenie-teorii-vlasti

Власть как социальное и политическое явление. Теории власти

Власть как социально-политическое явление

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Власть каксоциальное и политическое явление.Теории власти

Власть– одна из основных категорий политическойнауки. Как социальное явление она носитуниверсальный характер. В любом, дажесамом примитивном, обществе можновыделить отношения властного типа.

Политическаявласть выполняет ряд важнейших функцийв обществе:

♦ определяетосновные цели развития общества иосуществляет выбор альтернативобщественного развития;

♦ обеспечиваетинтеграцию общества, сохранение порядкаи целостности;

♦ регулируетвозникающие в обществе социальныеконфликты, осуществляет деятельность,направленную на их разрешение;

♦ осуществляетобязательное для всех распределениенаиболее дефицитных ценностей и благ,т. е. определяет порядок доступа кнаиболее важным в обществе ресурсам.

В политическойнауке существует множество дефиницийвласти.

Власть – это«вероятность того, что один актор врамках социальных отношений окажетсяв состоянии реализовать собственнуюволю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

«Г имеетвласть над Х в отношении К, если Гучаствует в принятии решений, влияющихна политику Х в отношении К» (Г. Лассуэлли А. Кэплэн).

«Субъект Аобладает властью над субъектом В в тоймере, в какой он может заставить В делатьто, что В сделал бы другим образом» (Р.Даль).

«Власть можетбыть определена как производствонамеренных результатов. Это, такимобразом, количественное понятие… Аобладает большей властью, чем В, если Адостигает множества намеренныхрезультатов, а В – лишь немногого» (Б.Рассел).

Власть – это«способность вмешиваться в цепь событий,чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

Власть«является обобщенной способностьюобеспечивать выполнение связывающихобязательств элементами системыколлективной организации, когдаобязательства легитимированы ихсоответствием коллективным целям и гдена случай непокорства предусматриваетсяпрезумпция принуждения с помощьюнегативных ситуационных санкций, внезависимости от того, кто бы ни был агентомподобного принуждения», это –«институционализированное могущество,осуществляемое по отношению к другим»(Т. Парсонс).

Власть – это«возможность индивидов и групп оказыватьнамеренное и предвиденное воздействиена других индивидов и другие группы»(Д. Ронг).

«Власть естьспособность одних акторов (личностей,групп или институтов) определять илиизменять (полностью или частично) рядальтернативных действий или выборальтернатив для других акторов» (Р.Блау).

«Власть Анад В соответствует способности Адобиться, чтобы в его переговорах с Вусловия обмена были для А благоприятными»(М. Крозье).

«Власть –это социальное сосредоточениекомандования, опирающегося на один илинесколько слоев или классов общества»(Ж. Фрёнд).

Приведенныеопределения власти отражают многообразныетеоретические подходы к исследованиюэтого явления. Наибольшее распространениеполучили реляционистские теории власти,включающие в себя теории сопротивления,теорию «обмена ресурсов», теорию раздела«зон влияния», а также бихевиоралистскаятеория власти и системная теория власти.

С точки зренияреляционистских теорий (от англ. relation– отношение) власть рассматриваетсякак взаимоотношение между как минимумдвумя субъектами. Характерной чертойтакого взаимоотношения является влияниеодного субъекта на другого.

Методологическиеосновы такого подхода были сформулированынемецким социологом М. Вебером. «Власть, –отмечал он, – возможность одногосоциального субъекта реализовать своюволю вопрекисопротивлению других участниковполитического действия»(курсив наш.

 – А.Х.).

Общим«знаменателем» теорий сопротивленияявляется концентрация внимания навластном воздействии, преодолевающемсопротивление объекта власти (того, накого направлено действие власти).

Преодоление сопротивления можетосновываться на вознаграждении, угрозеприменения негативных санкций, признанииобъектом власти права ее субъектаотдавать приказы и распоряжения итребовать их исполнения, идентификацииобъекта власти с субъектом власти и др.Здесь важно влияние субъекта власти намотивы подвластного.

Другую группуреляционистских теорий власти можнообозначить как теории «обмена ресурсов»,с позиций которых властные отношениявозникают тогда, когда объект властинуждается в ресурсах, которыми обладаетсубъект власти. В обмен на часть этихресурсов субъект власти требует отобъекта подчинения и выполненияконкретных распоряжений и приказов.

Втеории раздела «зон влияния» властьоказывается функцией наиболее важнойи престижной социальной роли. В зависимостиот сложившейся ситуации и разделенияролей будет меняться и субъект власти.Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователибихевиоралистской теории властирассматривают политические отношениякак рынок власти. Социальные и политическиесубъекты активно действуют на такомрынке, стремясь с наибольшей выгодойреализовать имеющиеся у них ресурсы.

Аналогом денег в такой модели являетсявласть. «Товаром» – имидж кандидата,его предвыборная программа, а «покупателями»являются избиратели, делегирующиевласть в обмен на предвыборные обещания.

Основой такого «обмена» являетсявзаимное стремление сторон к наибольшейвыгоде от «сделки».

Согласносистемной теории власть рассматриваетсякак атрибут социальной системы. Т.Парсонс определял власть как обобщенногопосредника. Ее роль в политике подобнатой, которую играют деньги в экономике.«Мы можем определить власть, –подчеркивал американский социолог, –как реальную способность… осуществлятьвлияние на различные процессы в системе».

Легальность и легитимностьвласти

Природа иоснова политической власти в политическойнауке описываются с помощью понятий«легальность» и «легитимность». Подлегальностью понимается законностьвласти. Понятие же «легитимность»,введенное в политологию М.

Вебером,трактуется как правомочность власти,ее поддержка со стороны общества,проявление лояльности к власти состороны граждан. Вебер утверждал, чтохарактер легитимности власти (господства)определяет ее природу.

Согласновеберовской теории выделяются три типалегитимного господства.

Традиционныйтип господства характеризуетсяподчинением общества власти в силутрадиций, обычаев и привычки. Основнымиразновидностями традиционного господстваученый считал патриархальный и сословный.

Патриархализм(существовавший ещев Византии) отличался личным характеромгосподства. Как правило, подданныенепосредственно зависели от воли своеговладыки, который осуществлялнепосредственный контроль за исполнениемсвоих распоряжений.

Однако по мерерасширения географического пространства,на которое распространялась власть,осуществлять личный контроль становилосьвсе сложнее. Поэтому главное лицо быловынуждено назначать своих «наместников»,которые от его имени осуществляли властьна местах.

Со временем образовывалосьцелое сословие, главной функцией которогостановилось управление. Такая разновидностьгосподства и обозначалась Вебером каксословная.

Харизматическийтип господства (от греч. charisma –божественный дар) основывается на верев необыкновенные качества, свойстваличности.

Харизматическое господствовозникает в условиях социально-политическогокризиса, который способствует появлениювождей, идущих навстречу духовнымпотребностям масс, а те приписываютвождям необыкновенные свойства.

Вождиподобного рода всегда стремятся подорватьосновы существующего социальногопорядка и отличаются политическимрадикализмом. Вебер рассматривал харизмукак «великую революционную силу»,существовавшую в традиционном типеобществ и способную внести измененияв лишенную динамизма структуру этихобществ.

Рационально-легальныйтип господства основывается наубеждении в необходимости подчиненияпринципам правового порядка и юридическимнормам.

В отличие от двух предыдущихтипов господства, которые носили личныйхарактер, легальный тип господстваотличается деперсонифицированнымхарактером.

При данном типе господстваобщество и отдельные индивиды подчиняютсяне конкретным лицам, а абстрактнымнормам – законам.

Вслед за М.Вебером многие политологи обращалиськ проблеме легитимности власти. С. Липсетпод легитимностью понимал убежденностьмасс в необходимости сохранения данногополитического порядка.

«Легитимность, –отмечал он, – подразумевает способностьполитической системы порождать иподдерживать веру в то, что существующиеполитические институты больше всегоподходят для данного общества».Французский социолог П. Бурдьё связываетлегитимность со скрытой верностью. Т.

Парсонс полагает, что в основе легитимации– приверженность определенным ценностям.Современные политологи предлагаютразличать легитимность политическихлидеров, легитимность политическихинститутов и легитимность политическихрежимов.

 Легитимностьвласти

Политическаялегитимность– это признание обществом данной властии ее права на управление. Власть легитимна,когда общество добровольно принимаетконкретные формы правления того илииного класса.

Таким образом, в основелегитимности той или иной власти лежитвзаимное согласие управляющих иуправляемых: первые знают, что осуществляютуправление на законных основаниях,вторые признают их притязания.

Легитимностьвласти может иметь закрепление вразличных источниках:

– вдревних традициях, обычаях (например,наследование власти в монархии);

– действующемзаконодательстве (конституция, нормативныеправовые акты и т. д.);

– революционнойхаризме (греч. charisma – божественный дар)(власть как результат радикальныхпреобразований) и т. д.

Легитимностькак показатель совместимости власти играждан является величиной переменной,т. е. зависит от наличия или отсутствияу данной власти реального авторитетаи доверия народа. Изменение авторитетаведет к уменьшению или увеличениюлегитимности.

Легитимностьявляется понятием относительным, таккак имеет свои степени, границы и невыражает единодушия граждан в одобрениитой или иной власти. В любой стране миравсегда есть политическая оппозиция,протестующие против режима субкультуры,аполитичные слои и граждане, убежденныев легитимности власти.

Типологиюлегитимности разработал М.Вебер.Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционнаялегитимность,основанная на вере, обычаях и традициях.Примером являются абсолютные монархии,где механизм управления ясен и понятен:один управляет, остальные подчиняются.Патриархальные устои рассматриваютсякак нерушимые, несоблюдение их ведет кприменению карательных санкций.

2. Рационально-легальнаялегитимность,опирающаяся на признаваемые народомзаконы, в рамках которых избираются идействуют представители власти. Примеромявляются современные конституционныегосударства, где власть основана нанародном волеизъявлении, выраженном взаконодательстве.

3. Харизматическаялегитимность,основанная на признании авторитета ипопулярности политического деятеля.Авторитет может быть приобретен врезультате проведения политическихреформ или революционного преобразованияобщества.

История человечества знаетмножество подобных лидеров: Магомет,Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер.

Образ лидера создается не только засчет выдающихся личностных данных, нои формируется целенаправленно аппаратомуправления (при помощи СМИ, различныхакций и т. д.).

Выделяюттриуровня легитимности власти:

– легитимностьнародная – признание обществом прававласти правящих кругов;

– легитимностьвнешняя – признание власти со стороныдругих государств, международныхорганизаций и влиятельных кругов,формирующих общественное мнение;

– легитимностьиндивидуальная – представления правящихкругов о своих властных полномочиях идействия по их удержанию.

Делегитимность– утрата доверия к власти, лишение ееподдержки общества. Возможна в результатеее неэффективности, коррумпированности,неспособности оградить от криминальныхпроявлений, бюрократизации и т. д.

Источник: https://works.doklad.ru/view/KI6buQ_4EgU.html

Реферат: Власть как социальное и политическое явление. Теории власти

Власть как социально-политическое явление

Власть как социальное и политическое явление. Теории власти

Власть – одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, обществе можно выделить отношения властного типа.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

Возможно вы искали – Реферат: Власть как общественное явление 2

регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

В политической науке существует множество дефиниций власти.

Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

«Г имеет власть над Х в отношении К, если Г участвует в принятии решений, влияющих на политику Х в отношении К» (Г. Лассуэлл и А. Кэплэн).

Похожий материал – Реферат: Власть как социальное явление

«Субъект А обладает властью над субъектом В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что В сделал бы другим образом» (Р. Даль).

«Власть может быть определена как производство намеренных результатов. Это, таким образом, количественное понятие… А обладает большей властью, чем В, если А достигает множества намеренных результатов, а В – лишь немногого» (Б. Рассел).

Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

Власть «является обобщенной способностью обеспечивать выполнение связывающих обязательств элементами системы коллективной организации, когда обязательства легитимированы их соответствием коллективным целям и где на случай непокорства предусматривается презумпция принуждения с помощью негативных ситуационных санкций, вне зависимости от того, кто бы ни был агентом подобного принуждения», это – «институционализированное могущество, осуществляемое по отношению к другим» (Т. Парсонс).

Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и другие группы» (Д. Ронг).

Очень интересно – Реферат: Политическая власть понятие и сущность

«Власть есть способность одних акторов (личностей, групп или институтов) определять или изменять (полностью или частично) ряд альтернативных действий или выбор альтернатив для других акторов» (Р. Блау).

«Власть А над В соответствует способности А добиться, чтобы в его переговорах с В условия обмена были для А благоприятными» (М. Крозье).

«Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Фрёнд).

Приведенные определения власти отражают многообразные теоретические подходы к исследованию этого явления. Наибольшее распространение получили реляционистские теории власти, включающие в себя теории сопротивления, теорию «обмена ресурсов», теорию раздела «зон влияния», а также бихевиоралистская теория власти и системная теория власти.

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между как минимум двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является влияние одного субъекта на другого.

Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия » (курсив наш.

А. Х .).

Вам будет интересно – Реферат: Политическая власть сущность и особенность

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти).

Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения, идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно влияние субъекта власти на мотивы подвластного.

Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов», с позиций которых властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.

Аналогом денег в такой модели является власть. «Товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» являются избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания.

Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

ovdmitjb

Add comment