Kievuz

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Содержание

Предмет философии

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие “предмет философии”?

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Всеобщее – это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека.

Количественная и качественная определённость, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию.

Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я”, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было.

Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.

В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею.

С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось всё новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, таким образом, — это не просто особая научная дисциплина, а ещё и специфический тип мышления и даже своего рода “философский” эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это “философское” состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие “предмет философии”?

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Всеобщее – это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека.

Количественная и качественная определённость, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию.

Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я”, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было.

Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.

В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею.

С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось всё новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, таким образом, — это не просто особая научная дисциплина, а ещё и специфический тип мышления и даже своего рода “философский” эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это “философское” состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

философский познание мировоззрение

Page 3

Непосредственное переживание, оценка и мышление — таковы три элемента (современного) целостного философского познания. Объект познания дан нам сквозь призму этих элементов и потому не только от него, но и от субъекта, от его познавательных форм и их зрелости зависит то, какие именно стороны и свойства объекта будут замечены и поняты.

Если сознание не рассматривать как чистый лист бумаги, без собственной структуры и задатков, без врожденных человеку способов деятельности, которые не формируются из небытия в акте познания, а лишь своеобразно обнаруживаются в нем, то следует признать, что объект, каким он предстает в теории, представляет собой прежде всего объективацию наших познавательных способностей.

Философское сознание очень рано уяснило, что его понятия и категории являются не только способами связи всеобщего начала с его метаморфозами, но и формами мышления этой связи.

И для правильного познания предмета далеко не безразлично то, как относятся друг к другу формы бытия предмета и формы нашего знания о нем.

Их совпадение и однородность делают возможным познание, а осознание их существенного различия способно вызвать сомнения и породить скептицизм.

Поэтому философия стремилась удерживать в сфере своего внимания два момента: и связь внутри мира вещей, и связь этого мира с нашим мышлением. Предмет философии включает в себя, таким образом, также и метод и есть, по существу, отношение бытия и мышления к самим себе и друг к другу.

После характеристики предмета и метода философии можно поставить вопрос о ее происхождении. Философия сколь априорна, настолько же является и результатом, порождением определенной деятельности. Она не только сама себя порождает, но и порождается, и не только своей собственной деятельностью. Всякое философствование требует наличия известной ступени духовной культуры человека и народа.

Аристотель пишет об этом так: “Лишь после того, как позаботились об удовлетворении жизненных нужд, начали философствовать”.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Исаев А.А. Философия: Учебное пособие
  • 2. Маляш Т.П. Основы философии в вопросах и ответах: Учеб.пособие для вузов
  • 3. Немировская Л.З. Философия
  • 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник
  • 5. Суворова А.Н. Введение в современную философию. Учебное пособие
  • 6. Философский словарь
  • 7. Философский энциклопедический словарь

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://vuzlit.ru/1435205/predmet_filosofii

Понятие и предмет философии как науки

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Немного о науке как таковой

Если рассматривать определение науки ad hoc, т. е. применительно к данному случаю, данной конкретной ситуации, то в содержательном плане науку можно определить как знание, пости­гающее реальность на уровне закона, т. е. предельной сущности познавае­мой реальности, ибо за законом уже нет никакой реальности.

Форма (структура) научного знания включает:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  1. принципы;
  2. законы;
  3. категории;
  4. понятия.

Принцип – исходное, базисное положение, фундамент науки.

Как правило, конкретная научная система стремится свести количество принципов, необходимых и доста­точных для формирования ее теоретического каркаса, к минимуму.

Прин­цип – это свернутое до предела знание, которое в своем развитии, развер­тывании образует все «тело» науки, обусловливает ее параметры, специ­фику, качество.

Категория – это философское, предельно общее понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности.

Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания. Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений.

Специфика философских категорий заключается в их всеобщем характере: «бытие», «количество», «ка­чество», «закон» и т. д.

Понятие – отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие философии

Философия – это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия – это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру.

Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира.

Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем.

Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по­знающего субъекта (человека).

Предмет и объект философии

Объект науки – это фрагмент реальности, который исследуется именно этой наукой. Напри­мер, экономическая реальность есть объект изучения экономической тео­рии, социологии, социальной философии, истории. Понятно, что каждая из наук берет свой срез экономической реальности, но в принципе они изучают одно и то же.

Предмет науки – это объект науки, данный нам через призму ее категориально-понятийного аппарата, специфическое, присущее только данной науке видение ее объекта.

Предмет науки – это какая-либо специфическая область реальности, препарированная и презентированная субъекту посредством категориаль­но-понятийного аппарата науки.

Предмет науки – это результат исследовательских действий.

Объек­т философии как науки – реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.

Предмет философии –  наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Предмет и объект изучения философии постоянно изменяется: они одновременно и сужаются, и расширяются. Сужаются потому, что философия все время освобождается от проблем, не входящих в ее компетенцию.

Если, скажем, в эпоху античности фило­софия – это синкретичное знание фактически обо всех проблемах миро­здания (от космоса до медицины), то уже в Новое время мы обнаруживаем достаточно четкую дифференцированность наук. Отмеченная тенденция к сужению предмета философии реально су­ществует.

Именно поэтому, например, из структуры философского знания выделились и обрели самостоятельность в качестве нефилософских дис­циплин формальная логика, психология.

Но одновременно предмет фило­софии расширяется: обнаруживаются все новые грани, стороны реально­сти, требующие философского осмысления.

Так появились отрасли фило­софского знания, имеющие свою четкую предметную область:

    • аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
    • семиотика (учение о знани­ях и значениях);
    • философская герменевтика (учение о понимании и ин­терпретациях).

Структура философии как науки

По этому вопросу нет единой точки зрения.

Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

    1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
      • о сущности бытия (метафизика);
      • о фор­мах бытия (материя, движение, пространство, время);
      • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
    2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема – проблема истины);
    3. социальная философия (философское учение об обще­стве):
      • философия экономики, политики, культуры, истории;
      • философская ан­тропология.

Подобная теоретическая схема – «иде­альный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существова­нии множества философских школ и направлений этот инвариант посто­янно деформируется, например:

  • философия М. Хайдеггера – это по пре­имуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно под­чиненный характер;
  • феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гно­сеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познаватель­ного процесса;
  • постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сво­дят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии – учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов прак­тически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема – проблема истины.

Кроме того, основной вопрос онтологии – что есть бытие – понимается различными философами ради­кально противоположным образом: в марксистской философии бытие ин­терпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени мате­рии, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» – бытие субъекта здесь и теперь.

Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив­но убежден (и это тоже нормально), что истина – в его собственной кон­цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес­смысленно.

В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль­ных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о пре­красном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-predmet-filosofii-kak-nauki

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. Бытие человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – Кант. Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей.

По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место.

В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/predmet.html

Предмет философии, основы, определение, функции, история. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ с кратким изложением основ. ЧАСТЬ 1

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Предмет философии, основы, определение, функции, история, понятия, нерешенные проблемы, гносеология, эмпиризм, рационализм и другие важные вопросы философии. Это тема для серии статей, которые я подготовила специально для современных, прогрессивных, крайне занятых моих читателей. – краткие и вмещают информацию в концентрированном виде.

Я знаю, как все мы втиснуты в сжатые сроки наших проектов, срочных личных дел, различного рода непредвиденных обстоятельств. И при таком нашем ритме мы всё равно не оставляем надежды на то, что всё-таки удастся выкроить время, чтобы больше узнать, больше прочитать…

Специально для тех, кто очень занят, но хочет больше знать, я уже готовила цикл статей по теме «Современное искусство». Данный цикл статей будет посвящен теме «Философия: история, основные понятия и проблемы философии».

Из данной, 1-й статьи цикла, Вы узнаете о том, что изучает философия, какие основные вопросы философии остались до сих пор открытыми.

Здесь список всех статей цикла:  Философия древней Греции Философия древней Индии Философия древнего Китая Философия средних веков Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Классическая немецкая философия Русская философия Философия эпохи Просвещения Философия конца 19 – начала 20 веков Философия 20 века

Предмет философии

Предметом изучения философии является всё сущее в мире. Целью философии не определить внешние границы между всеми составляющими мира, а определить их внутренние связи и единство между ними.

Целью философии  является увлечение человека самыми совершенным ценностями, высшими идеалами, выведение его из обыденной сферы, придание его жизни истинного смысла.

цель философии — найти смысл бытия и высшее начало.

Другие полезные статьи: Что такое самопознание и как постичь тайны мироздания

Разделы философии

Философия включает разделы:

  • Онтологию или метафизику — учение о бытии мироздания;
  • Гносеологию — учение о познании;
  • Логику — учение о мышлении;
  • Этику — учение о морали;
  • Эстетику — учение о прекрасном;
  • Социальную философию и философию истории — учение об обществе;
  • Философскую антропологию — учение о человеке;
  • Историю философии.

Фундаментальные проблемы философии

К фундаментальным проблемам философии, не решенным до сих пор, относятся:

  • проблема бытия — смысл бытия человека, отношение человека к Богу, идея души, ее смерти и бессмертия;
  • проблема познания — может ли наше мышление познать мир объективно и истинно;
  • проблема ценностей —  нравственности и эстетики,
  • проблема диалектики — мир статичен или меняется.
  • проблема сущности пространства и времени.

Фундаментальные вопросы философии

В современной философии остаются неразрешенными такие фундаментальные вопросы: Первичен дух или материя? Есть ли Бог? Бессмертна ли душа? Мир бесконечен или конечен, как развивается Вселенная? Что есть Человек, в чем сокровенный смысл истории человечества? Что такое истина и заблуждение? Что есть добро и зло?  и другие.

Функции философии

Философия выполняет такие функции:

  • Мировоззренческую функцию — отвечает за понятийное объяснение мира;
  • Методологическую функцию— отвечает за наиболее общие методы познания действительности;
  • Прогностическую функцию— отвечает за формулирование гипотез о тенденциях развития сознания и материи, мира и человека);
  • Критическую функцию — отвечает за принцип «подвергать всё сомнению»;
  • Аксиологическую функцию — отвечает за оценку объекта, который исследуется, с разных точек зрения: нравственной, социальной, эстетической и т. д.);
  • Социальную функцию— отвечает за выполнение двуединой задачи –  и объяснение социального бытия, и помощь в его материальном и духовном изменении).

В следующей статье мы рассмотрим вопрос, когда и где зародилась философия. Я коротко расскажу об истории появления и достижениях философской мысли в Древней Греции.

Надеюсь статья Вам понравилась по теме «Предмет философии, основы, определение, функции, история» и Вы захотите более глубоко изучить эту невероятно красивую, завораживающую и полезную область знаний человечества! Уверяю Вас, философия может стать очень полезной для Вас, вплоть до того, что Вы пересмотрите систему своих ценностей и целей.

Очень рекомендую Вам эти 2 статьи по философии с видео лекциями современного философа, в которых он рассказывает о практических советах древнегреческих философов, которые очень помогут Вам в жизни не делать лишних телодвижений и бесполезных действий:

ЧАСТЬ 1. Философское и обыденное мировоззрение: 2 противоположных подхода к жизни.

ЧАСТЬ 2. Как правильно жить – мудрые советы, философское мировоззрение

Вот одна из лекций «Как правильно жить — мудрые советы философов Древней Греции»:

Желаю всем вдохновения, всегда позитивного настроя и много сил для всех Ваших планов!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

Источник: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/predmet-filosofii-osnovy-opredelenie-funkcii-istoriya/

Предмет философии (кратко)

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

АвторТрактовка предмета философии
А.Ф. Зотов Отношения человек-мир в наиболее общем смысле с целью получения человеком устойчивых жизненных ориентиров, познать смысл своего существования.
А.А.

Горелов

Основополагающие вопросы о происхождении, а также выполнении функций природы, человека и общества. Таким вопросами являются: происхождение мира и человека, устройство мира, познание его человеком, что такое истина, красота, добро, а также в чем смысл существования человека в мире  пр.
Д.Л.

Родзинский

Знания о принципах, законах и закономерностях изучаемой реальности, порождающие духовную мудрость, которая раскрывается в отношении человека к самому себе.
О.Д. Волкогонова Место человека в мире и их взаимодействие, а также смысл краткого нахождения человека в бесконечном мире.

В.П. Кохановский Высшие смыслы, цели и ценности человека и его культуры.

Место предмета в структуре философии

Предмет философии в системе человек-мир

Эволюция понимания предмета философии

Понимание предмета философии сложилось:

  • в результате расширения мировоззренческого сознания: выхода за рамки мифологии и начальных форм религии;
  • в результате отделения философии от остальных наук.

Противопоставление мифологии (древнегреческая философия)

В отличие от начальных форм религиозности и мифологии, философия ориентируется не на авторитет, обычаи, традиции и стереотипы сознания, а на процесс познания мира и человеческой жизни.

Антропоморфизму (придание природным вещам и процессам человеческих качеств), мифологии и религии той эпохи противопоставляется суждение о мире как месте функционирования безличных объективных сил.

Царица наук

Более осмысленному пониманию предмета философии содействовала  цель отделить то особое знание, которое представляет собой философия от всей совокупности знаний той эпохи.

Ввиду недостаточной развитости опытного, экспериментального естествознания того времени философия выступала в роли науки, объясняющей причины и движущие силы рассматриваемых явлений и процессов.

Она играла роль особой «науки наук», или «царицы наук», единственно способной объяснить все происходящее как в человеке, так и в окружающем его мире.

Метафизика

По мнению Аристотеля метафизика – особый вид знания, надстраивающегося над физическим или, по мнению того времени, естественно-научным знанием.

Если под понятием «знание» подразумевать не только фиксацию наблюдаемого или непосредственно данного, но и способность объяснить с теоретической точки зрения, выявить суть наблюдаемого, то на первоначальных стадиях развития философия заключала в себе все наличное знание.

Таким образом, философия представляла собою все знание о человеке в частности и окружающем его мире в целом. На протяжении долгого времени оставалось такое представление о предмете философии.

Отделение наук

Значительно позже (Новое время, XVII) отдельные конкретные науки стали отъединяться от философии. В результате у естественных наук отпала необходимость в философии как особого, высшего типа знания, выступающего покровителем и контролирующего их. Философия перестала играть роль «царицы наук». Соответственно возникла необходимость модификации и уточнения интерпретации ее предмета.

Взаимоотношения с религией

На протяжении двух столетий (XVII и XVIII) философия восстанавливает статус самостоятельной науки, независимой от религии. Философия становится господствующей силой в духовной жизни общества и человека, в то время как религия и богословие отодвигаются на второй план.

Значительный рост авторитета философии привел к кардинальному изменению осознания ее предмета и предназначения. Именно тогда возникает, особенно в нашей стране, представление о том, что философия – наука об общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления.

Завершение формирования понятия о предмете философии

В середине следующего столетия (XIX) философия ищет другие основоположения человеческого существования, являющиеся связующим звеном между миром и сознанием человека.

В современной философии таким звеном выступает многообразный язык: математический и логический, способы фиксации и систематизации эмпирических данных, показаний, художественно-символические средства и т. д.

Еще одним связующим звеном между бытием и сознанием является культура: вся творческая и созидательная деятельность человека в совокупности и ее результаты, т.е.

все то, что было преобразовано человеком, а не является исключительно природным явлением или предметом.

С этой точки зрения предмета философии в современном понимании – анализ всеобщих категорий или универсалий культуры: ее характеристик и свойств.

При этом сохраняется традиционная интерпретация философии как своеобразной формы духовной деятельности человека, в процессе которой происходит появление универсальной картины бытия и представлений о мире. Средством достижения этой цели, является многообразная культурно-творческая деятельность человека во всех проявлениях.

Ссылки, источники литературы

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-480 с.
  2. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
  3. Зотов А.Ф. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
  4. Кохановский В.П. Основы философии : учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш,В.П. Яковлев, Л.B. Жаров ; под ред. В.П. Кохановского. — 15-е изд., стер. — М .: КНОРУС, 2015. — 232 с.
  5. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  6. Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / Д.Л. Родзинский – М.: МПСИ, 2009. — 448 с.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/predmet-filosofii/

ovdmitjb

Add comment