Kievuz

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса

Нарушения голоса

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса

Нарушения голоса – различные расстройства ой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, ым утомлением, першением, болью, «комком» в горле.

При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием ой функции, а также обследован логопедом.

Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (ой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Нарушения голоса – группа ых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.

), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами.

В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Причины нарушений голоса

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами ых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения ого аппарата.

В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность ого аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными ыми нагрузками, несоблюдением ого режима при респираторных заболеваниях.

Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой ого аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием ых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения ой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие ые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий.

К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем.

В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание ых складок, что проявляется осиплостью голоса, ым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания ых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика нарушений голоса

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом.

Для выявления анатомических или воспалительных изменений ого аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции ых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани.

Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения ого аппарата в динамике.

Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и ой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению ого режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани ых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект.

Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Прогноз и профилактика нарушений голоса

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий.

При грубых анатомических изменениях ого аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения.

Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных ых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи.

Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий ой режим.

Источник: https://mymednews.ru/narysheniia-golosa/

Восстановление голоса при хронических ларингитах

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки.

Оториноларингологи направляют больных для фонопедии, когда изменения голоса уже весьма значительные, стойкие. Вторая причина — недостаточно серьезное отношение к своему заболеванию. Если парезы и параличи гортани настораживают людей, угнетают их, то хронические ларингиты не вызывают у них опасений.

Страдающие хроническими ларингитами должны направляться на фонопедию независимо от степени ой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение ого аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. А при изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к ой нагрузке.

В начальных же стадиях заболевания логопедические занятие являются профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса ых складок.

Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы. Следует объяснить, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением.

В период занятий желательно соблюдать охранительный ой режим: уменьшить ую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить шепотом, так как при этом возникает большое напряжение мышц ого аппарата.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Особенностью дыхательной опоры является то, что при этом принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся антагонистами.

Дозированное напряжение и тех и других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению ого аппарата. Дыхательная опора считается неправильной, если это состояние сопровождается ощущением перенапряжения мышц.

Форсированное дыхание вызывает прилив крови ому аппарату, его утомление, а недобор дыхание ведет к ослаблению мышечного аппарата, снижению качества голоса. Все обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет лечебной физкультуры. Организация фонационного дыхания, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях.

Начинаются они с выполнения ди-афрагмального дыхания лежа, выдох озвучивается. Предлагается лечь на кушетку, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка максимально неподвижна.

Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в.

После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении лежа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день продолжительностью 1–2 минуты. Если позволяют условия, количество тренировок доводится до 5–6 раз в день.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движениями спускать вниз. Продолжительность массажа 2–3 минуты, проводят его 3–4 раза в день.

При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер.

Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторяется прием 2–3 раза.

В течение дня к нему можно прибегать до 10–12 раз.

Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7–10 дней. После этого переходят к ым упражнениям.

Принципы постановки голоса, проведения ых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Самостоятельные тренировки обучающиеся должны проводить дробно, не перенапрягая ой аппарат. Поскольку при хронических ларингитах афония встречается редко, то подготовка к смыканию ых складок и произнесению первого полнозвучного м идет значительно быстрее. А с произнесением громкого, звучного м в занятия быстро вводятся последующие слоговые упражнения.

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается.

Восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и исчезают все неприятные субъективные ощущения, то опять наступает ухудшение.

Только систематическая работа по постановке голоса может привести к желаемым результатам

Профилактика нарушений голоса

Для предупреждения различных ых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский ой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред.

Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение ого аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями.

Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.

Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний.

Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на ой аппарат оказывают “малые простуды”, при которых люди продолжают работать, напрягая голос.

Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний ого аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием ой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало кор-рекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение ой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием ого аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению ого режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы ых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

Среди разнообразных проявлений речевой патологии в детском возрасте особый интерес для диагностики и коррекции представляют нарушения голоса. Значительная часть детей и подростков имеют такие нарушения. Различают две формы нарушения голоса: полную потерю голоса – афонию и частичное расстройство голоса – дисфонию.

Эти нарушения могут быть обусловлены самыми различными факторами: перенапряжением голоса, заболеванием гортани, носоглотки, ротоглотки, лёгких, бронхов и трахеи, несоблюдением правил гигиены разговорного и певческого голоса. Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса.

Функциональные дисфонии носят временный, проходящий характер, а органические связаны с изменением структуры органов ого аппарата.

Первоначальным симптомом органического нарушения может быть частичное расстройство функции гортани и лёгкая хрипота; длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов коррекционно-логопедической работы. Так функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, ых складок, поэтому в результате систематических логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос.

При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, ых складок, надставной трубы. Поэтому проводится глубокая коррекционная работа и в результате восстанавливается коммуникативная функция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру отличается от нормального звучания голоса.

Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов:

1. От строения и функции нервно-мышечного аппарата гортани. Чем полноценнее функция истинных ых складок, тем лучше тембр восстановленного голоса.

2. От возраста ребёнка. Чем моложе ребёнок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы.

3. От длительности и тяжести заболевания гортани. Многочисленные операции на гортани в процессе лечения значительно травмируют ые складки.

Методика коррекционно-логопедической работы зависит от характера и глубины расстройства. Курс логопедических занятий состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного. Они включают в себя: психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и ые упражнения.

Артикуляционные, дыхательные и ые упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Только координированная работа этих трёх систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.

Конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием: оправданностью их целевой установки, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка.

Положительный результат также достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма к восстановлению утраченной функции. У ребёнка эти возможности выше, чем у взрослых, и утраченная функция восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического едения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

Page 3

1. Алмазова Е. С. Нарушение голоса у детей и подростков. М.: Медицина

2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: АЙРИС ПРЕСС. 2005г.

3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М., 1990.

4. Волкова Л.С. Логопедия. М.: ВЛАДОС. 2004г.

5. Гаркуша Ю. Ф. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. М.: АЙРИС ПРЕСС. 2005 г.

6. Жукова Н.С. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.,1990.

7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.М., 2001.

8. Ляпидевский С.С. Очерки по патологии речи и голоса. М.,1967

9. Орлова О.С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушением голоса. М.,1996.

10. Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса. М., 1998.

11. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. “Феникс”

12. Поваляева М.А. Музыко- и хромотерапияв коррекционной педагогике. Ростов-на-Дону.1997.

13. Правдина О.В. Голос и его нарушения. М., 1997.

14. Синяк В.А., Рау Е.Ф. Логопедия. М., 1970.

15. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.

17. Фомичёв М. И. Основы фониатрии. Медицина, 1949 г.

18. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., 1962.

Источник: https://studbooks.net/1930876/pedagogika/vosstanovlenie_golosa_hronicheskih_laringitah

Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса

Нарушения голоса — группа расстройств ых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе.

В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить.

При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации — по степени и по происхождению с механизмом протекания.

Степень нарушения голоса:

  • дисфония — пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • афония — громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы — анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.

Нарушения голоса из-за функциональных расстройств:

  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление ых связок и патологические изменения звучания голоса — мутации).

При лечении и коррекции нарушений голоса причины его патологического изменения являются факторами, определяющими ход терапии, план коррекционной работы.

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении ого режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг.

    В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.

  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания.

    Например, синдром Дауна.

  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на ых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.

  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы.

    Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.

  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен.

В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию — исследование ых связок под нагрузкой.

Задача логопеда — изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика — это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера — хирургическое вмешательство;общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Профилактика

Помимо соблюдения ого режима, важно научить не форсировать голос — не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей — универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла — семечки, сухарики.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narusheniya-golosa

Что способствует нарушению голоса у ребенка и взрослого

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса

Расстройства в области ой функции называются нарушением голоса. Такое состояние может быть обусловлено возникновением патологий в голосообразующих органах.

Нарушения голоса вполне возможны в следующих проявлениях:

  • высотой;
  • утомлением ых связок;
  • постоянным раздражением в горле;
  • невысокой силой.

Что такое нарушения в голосе

В основном, коррекция и устранение препятствий, которые не дают развиваться голосу в полную силу, устраняются путем воздействия медицинских и клинических мероприятий. Комплексное лечение включает в себя следующие шаги:

  1. хирургическое вмешательство;
  2. приемы психотерапии;
  3. ФТЛ;
  4. медикаментозное воздействие.

А также воздействие в сфере логопедических мероприятий:

Нарушения в голосе – это целая группа расстройств в области ых функций. Такие патологии характеризуются зачастую либо полным, либо частичным прекращением фонации. Патологии чаще всего проявляются у лиц, чьи профессиональные обязанности связаны с использованием голоса:

  1. лекторы;
  2. певцы;
  3. актеры;
  4. преподаватели.

То есть круг тех людей, кто постоянно испытывает сильную нагрузку на речевой аппарат. А также такие нарушения могу быть в следующих случаях:

  • пубертатный период у юнцов;
  • дети с нарушениями речи;
  • нарушение речевых функций в связи с травмами.

Также у детей и взрослых встречается отсутствие фонации на фоне заболеваний таких, как:

По статистическим данным, фонетическим патологиям подвержено:

  • около 55 % людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат;
  • около 15 % детей в период подростковой мутации;
  • около 40 % детей с проблемами в речи.

Такая проблема, как ые нарушения, наносит следующие разрушительные последствия:

  1. невозможно полноценно развить коммуникационные качества;
  2. сдвиг в плане психоэмоционального фона;
  3. существенные ограничения при выборе профессионального пути.

Рассматриваемая проблема – это медико-социальная проблематика, которая изучается и медицинскими, и педагогическими дисциплинами, а именно:

  • отоларингологией, в том числе разделом узкой специализации, то есть фониатрией;
  • либо дисциплиной, которая изучает психиатрию;
  • либо логопедией.

Как классифицируются нарушения голоса

Голосовые нарушения классифицируются следующим образом:

  1. Дисфония – это нарушение, но частичное, либо высоты, либо тембра или, например, силы голоса. Признаки такого проявления – это сиплость и глухость голоса, а также ые срывы.
  2. Афония – отсутствие голоса. Здесь человек может говорить только шепотом.

Механизм расстройств фонации различается по следующим позициям:

  • Нарушения могут быть функциональные:
    • центральные. Афония на фоне психических расстройств и мутизм, связанный с истерией;
    • периферические нарушения, а именно фонастения и т. д.
  • Нарушения также могут быть органические.

Причины такой патологии

Причины нарушений голоса – отнесенные к органическим и центральным связывают с парезами и параличами ых связок, что, в свою очередь, обусловлено стволовыми поражениями мозга или коры мозга, то есть тех участков, где проходят нервные пути. Детский церебральный паралич – одна из причин нарушения ых функций у детей.

Периферические нарушения органического порядка в ряде причин имеют воспалительный патогенез либо врожденные или приобретенные анатомические аномалии в речевом аппарате. В их число можно внести следующие:

  1. ларингиты, перешедшие в разряд хронических;
  2. парезы периферические;
  3. ожоги и травмы гортани;
  4. паралич, когда поражается возвратный нерв;
  5. последствия ларингоэктомии или резекции самой гортани.

Функциональные нарушения ой деятельности человека встречаются также при отсутствии органических предпосылок. Такие нарушения относятся к психогенной афонии и встречаются после острой фазы ситуации, которую можно отнести к психологически травмирующей. В основном жертвами такого состояния становятся женщины, склонные к острым невротическим реакциям, и дети.

Функциональные патологии периферического характера в сфере нарушения ых функций могут возникнуть при следующих причинах:

  • сильные нагрузки на ой аппарат;
  • нарушение режима ой функции при респираторных заболеваниях.

Патологии в эндокринной сфере, курение в раннем возрасте и усиленное давление на речевой аппарат вызывают патологическое мутирование голоса у подростков.

Гипотонусная дисфония и афония чаще всего встречаются из-за пареза на внутренних мышцах гортани, к такой патологии могут привести следующие заболевания:

  1. острое ОРВИ;
  2. грипп;
  3. чрезмерная нагрузка на связки;
  4. дифтерия.

Симптомы органических нарушений

Среди тех симптомов, которые относятся к органическим нарушениям голоса, чаще всего встречаются такие, как:

  • утрата звучания голоса;
  • дефекты, выражаемые в глухости голоса;
  • быстрая утомляемость при незначительных нагрузках;
  • порой отсутствие возможности нагрузки на речевой аппарат.

Также характерными симптомами органических патологий являются следующие:

  1. боль и давление;
  2. чувство першения и саднения;
  3. царапанье.

Если это периферический паралич и гортанный парез, то речь может и вовсе отсутствовать или быть сиплой и хриплой. Также иногда проявляются такие признаки, как:

  • скорое утомление;
  • кашель рефлекторный;
  • першение;
  • расстройство при дыхании.

А также такие патологии могут быть связаны с опухолями гортани различного патогенеза, которые развиваются с течением времени. И даже если происходит крайне щадящие вмешательство в область гортани, то немедленно следуют патологии, которые влияют на чистоту речи.

Если при оперативном вмешательстве удаляется гортань, то у человека полностью исчезает функция ая, так как трахея и глотка разобщены.

При глоточных параличах и парезах, которые могут происходить вследствие анартрии и дизартрии, речь звучит очень слабо и тихо, а также наблюдается прерывистость и глухость, с легким назальным оттенком.

Коррекция нарушения голоса

Лечебные мероприятия, направленные на коррекцию и устранение патологий в речевом аппарате, полностью зависят от характера расстройств и причин, повлекших изменение фонации.

Например, нарушение голоса у детей логопедия будет не способна исправить, если утрата произошла вследствие психологической травмы.

Поэтому после того, как происходит выявление причин, начинаются коррекционные мероприятия и работа, направленная и лечение.

Если у ых нарушений корень проблемы лежит в патологии функциональности, то здесь первоочередные меры, это:

  1. лечение, которое действует общеукрепляюще;
  2. массажирование передней стенки шеи;
  3. приемы ЛФК;
  4. прописывается курс физиотерапии;
  5. назначается соблюдение режима речевого воспроизведения.

Если имеют место органические нарушения, то медикаментозная терапия назначается как местно, так и в общем режиме:

  • применение прописанных лекарственных препаратов;
  • укрепляющие ингаляции;
  • хирургическое обрабатывание ЛОР-патологий;
  • удалений избыточных наростов тканей;
  • применение препаратов (локальное).

Для предупреждения осложнений коррекционную работу с ым аппаратом следует начинать сразу же после выявления проблемы, потому что любое промедление может патологически отразиться на функциях ой передачи и значительно усложнить работу врачей.

В основном медицинские мероприятия, направленные на устранение патологий, это:

  1. приемы психотерапии;
  2. коррекционные дыхательные упражнения;
  3. развитие артикуляции.

Профилактика патологии

Профилактическая работа до появления патологии очень важна, и такие мероприятия должны обязательно проводиться у людей, чьи профессиональные обязанности связаны с риском нарушения функций голоса. От интенсивности профилактики также полностью зависит возможное возникновение нарушений в работе речевого аппарата.

Если у человека наблюдаются сильные анатомические патологии, то профилактика также важна, потому что значительно облегчает больному течение лечения.

Для того чтобы избежать нарушений работы ых связок, необходимо сформировать правильную работу аппарата, который помогает и дает возможность пользоваться ыми функциями, а именно:

  • хорошо помогает профилактика простудных заболеваний;
  • необходимо отказаться от курения и алкоголизма;
  • принимаемая пища должна быть теплой;
  • напитки не должны сильно переохлаждать горло;
  • голосоподача должна быть освобождена от резких перепадов.

У людей, чья работа связана с нагрузкой на голос, есть особенная необходимость любую простуду лечить при постельном режиме и не допускать переохлаждения ых связок. Потому что если есть необходимость и дальше использовать свой ой аппарат в полной мере, то необходимо уделять ему должное внимание.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/golos/narusheniya-golosa.html

ovdmitjb

Add comment