Kievuz

Государственный механизм

Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы

Государственный механизм

В науке о государстве большое место занимают понятия его аппарата и механизма. На этих явлениях основывается вся деятельность чиновников. В зависимости от особенностей механизма и аппарата государства меняется его законодательство, исполнительная власть и судебная система.

Понятия

Механизм государства представляет собой систему взаимосвязанных государственных органов, необходимых для осуществления власти и решения задач государства. Это материальная и организационная сила с помощью которой проводится та или иная политика. Механизм государства отличается иерархичностью и соподчиненностью. В него входит слой чиновников – людей, исполняющих решения власти.

Термин «государственный аппарат» имеет две трактовки. В более широкой он аналогичен понятию механизма. В более узкой государственный аппарат – это аппарат управления, система управленческих органов власти. У нее есть своя собственная многоступенчатая структура, речь о которой пойдет ниже.

Соотношение государственного аппарата и государственного механизма и сегодня вызывает множество споров у юристов. Зачастую они предлагают совершенно противоположные трактовки. К примеру, популярна идея тождественности аппарата и механизма.

Принципы

Современный государственный механизм и государственный аппарат основываются на нескольких ключевых принципах. Первый из них – это разделение властей (исполнительной, законодательной и судебной). Благодаря ему в государстве сохраняется система сдержек и противовесов. В этих рамках ни одна ветвь власти не может получить первостепенное привилегированное положение.

Важна не только система, но и люди внутри нее. Чиновники должны отвечать принципу компетентности и профессионализма. В государственном управлении нельзя использовать неквалифицированных администраторов. Это правило обозначает еще одну закономерность.

У каждого профессионала есть своя узкая сфера деятельности, и он должен работать именно в ее рамках. Это означает, что специалист в области сельского хозяйства не может встать во главе министерства финансов.

Если же такая кадровая ротация все-таки совершится, чиновник наверняка нанесет большой вред, даже руководствуясь наилучшими пожеланиями для страны и окружающих.

Следующий принцип – принцип открытости и гласности в деятельности государства. К нему можно отнести право граждан участвовать на всеобщих референдумах и таким образом отменять решения власти. Не менее важен принцип законности.

Иерархичность

В рамках эффективной системы государственный механизм и государственный аппарат должны функционировать согласно принципу централизма и строгой иерархии.

Это означает, что каждый орган власти выполняет решения вышестоящих инстанций и отчитывается перед ними о своих успехах. Подчинение может быть только вертикальным, а может быть вертикальным и горизонтальным.

Пример последнего случая: отраслевой территориальный орган подотчетен вышестоящему территориальному органу и в то же время вышестоящему отраслевому органу.

Государственный механизм и государственный аппарат могут работать согласно коллегиальному и единоличному принципу. Если решения принимает один человек, это значительно ускоряет процедуру и уменьшает затраты, однако делает их более однобокими.

При коллегиальном обсуждении подход становится взвешенным и компромиссным. В то же время подобные государственные органы сталкиваются с множеством организационных сложностей. Решение принимается дольше, бюрократические проволочки делают процесс дороже.

Поэтому каждое государство в разных пропорциях сочетает в себе два этих принципа (единоличный и коллегиальный).

Органы власти сегодня в большинстве стран формируются согласно принципу демократии и народного представительства.

Доступ к должностям и выборам одинаков для всех вне зависимости от национальности, религии и других личностных особенностей.

В случае если государственный механизм воплощает в себе все вышеперечисленные принципы, он приобретает дополнительную целостность, единство и целенаправленность.

Структура

У любого государственного аппарата есть своя структура – порядок строения и расположения аппаратных звеньев, который наглядно демонстрирует, как складывается административная машина.

В каждой стране она представляет собой целостную систему, состоящую из множества подсистем.

Это государственные органы, обладающие собственными функциями, непосредственными целями, внутренним строением и т. д.

Данные подсистемы можно разделить на несколько групп. Самые важные – органы государственного управления, судебные органы и органы прокуратуры. Они являются носителями трех основных видов власти: судебной, исполнительной и законодательной.

Государственные органы (подсистема общего государственного аппарата) являются обособленными звеньями цепи, но при этом обладают одинаковыми признаками.

У этих институтов есть собственный правовой статус, который определяет их компетенцию и полномочия и действует в определенных правовых пределах.

Так как каждый орган осуществляет государственную работу, власть наделяет его материальными ресурсами, определенными в строке в бюджете.

Народовластие и верховенство исполнительной власти

Понятие «структура государственного механизма аппарата» не предполагает универсальных решений.

В каждой стране складываются собственные порядки устройства администрации и бюрократии, основывающиеся на исторических и правовых особенностях конкретного общества. Нет единства и среди ученых-теоретиков.

Существуют разные модели: в одних государственные органы равны, в других принята строгая субординация.

Одно из решений проблемы устройства государственного аппарата – это идея народовластия. Теоретически современная демократическая модель была изложена и объяснена английским мыслителем-материалистом Джоном Локком, жившим в XVII столетии.

Механизм, аппарат государственной власти в тоталитарных странах сложены иначе. К примеру, в фашистской Италии и нацистской Германии главенствовал принцип верховенства исполнительной власти над всеми другими ее ветвями. Подобная конфигурация обязательно приводит к диктатуре и уничтожает демократические устои государства.

Сегодня понятия «государственный аппарат», «государственный механизм» имеют множество трактовок. Связано это с тем, что в каждой стране складывается своя политическая система.

Одной из самых популярных концепций государственного аппарата является отождествление власти и государства. Эту идею в свое время сформулировал немецкий мыслитель Фридрих Энгельс.

Он считал, что сначала общество создает себе государство для защиты собственных внутренних и внешних интересов, а затем государство становится самостоятельным по отношению к этому самому обществу.

Законодательство и исполнительная власть

В чем же особенность каждой из основных систем госорганов, входящих в устройство государственного аппарата? Законодательная власть формулирует и принимает новые законы. Этой возможностью наделены представительные органы.

В демократических государствах они являются сердцевиной государственного аппарата. Представительные органы можно разделить на высшие (парламент) и местные территориальные. У них разная компетенция и ресурсная база.

Парламент имеет право передать часть своих полномочий подконтрольным ему органам. Так появляется система делегированного законодательства.

Государственный механизм и государственный аппарат невозможно представить без исполнительной власти, органы которой выполняют исполнительную и распорядительную функции. Они действуют согласно требованиям актов и законов.

В то же время эти органы распоряжаются подчиненными им органами и организациями и обладают определенной самостоятельностью, необходимой для собственной работы. Эта автономия стоит большой ответственности перед обществом.

Именно исполнительные органы осуществляют правовое регулирование и руководят жизненно важными процессами внутри государства. Их задачи закрепляются в обычных и конституционных правовых актах.

Органы управления

В современном обществе механизм, структура государственного аппарата не могут обойтись без органов государственного управления. Они делятся на две группы.

Первая – это центральные органы, которые имеют полномочия на территории всей страны. Их решения – общие для каждого административного субъекта (области, штата, края и т. д.). Это министерства, правительство, комитеты и т. д.

Механизм государства и государственный аппарат любой страны включают в себя эти органы.

Вторая группа – это локальное самоуправление. К ней причисляют органы, отвечающие за конкретную административно-территориальную единицу. Это муниципалитеты, а также их управления и отделы, администрации важных государственных учреждений и предприятий.

Главное место в системе управления занимает правительство. Это высший распорядительный и исполнительный орган государства.

Правительство руководит экономикой, социальной и культурной жизнью страны, разрабатывает план бюджета, защищает интересы государства, охраняет общественный порядок и т. д. Его деятельность регулируется конституцией.

Механизм, аппарат государства, государственные органы – все это так или иначе связано с правительством.

Суды и прокуратура

Важная часть государственного аппарата – судебная система, которая осуществляет правосудие и защищает законные интересы граждан. Она независима от любой другой власти в стране, ее решения самостоятельны. Совместно с судебной системой существует система органов прокуратуры.

Что это за понятие? Государственный аппарат, механизм государства и все общество должны исполнять законодательство страны. Именно за этим и следит прокуратура.

Она осуществляет надзор над исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями, гражданами и должностными лицами.

Прокуратура также необходима для соблюдения законности в работе предварительного следствия и в местах тюремного заключения. Это ведомство следит за легальностью исполнения наказаний, назначаемых судом.

Механизм государства и государственный аппарат представляют собой сложное переплетение функций разных органов.

Но именно благодаря этому многостороннему взаимодействию принимаются правильные и эффективные решения.

Проблемы государственного аппарата

На рубеже XX-XXI вв. традиционная модель государственного управления начала переживать глубокий кризис. Он вызван недоверием граждан к собственной власти и чиновникам. Параллельно с этим падает престиж государственной службы. У данных взаимосвязанных тенденций есть несколько ключевых причин.

Во-первых, в условиях рыночной экономики частный сектор предлагает обществу услуги более высокого качества, чем те, которые предоставляет государственное обслуживание. Речь идет о медицине, образовании, обустройстве городов, жилищном строительстве. Государственный сервис страдает от бюрократизма, лишней траты средств, устаревших технологий.

Неэффективное соотношение механизма государства и государственного аппарата особенно заметно на фоне частных компаний, отличающихся гибким управлением, децентрализацией в управлении, небольшими по размеру иерархиями.

В такой системе низшие эшелоны сотрудников принимают максимальное участие в жизни корпорации.

Традиционное управление в государственных структурах прямо противоположно: оно известно множеством лишних правил, инструкций и процедур, делающих работу госорганов устаревшей.

Новые веяния

Во всем мире давление гражданского общества на государство с каждым годом становится все ощутимее. Эта тенденция появляется даже в авторитарных странах. Причина перемен заключается во все большей интеграции мира, информационной и цифровой революциях.

Именно на этом фоне общество требует большей прозрачности и открытости, в которой так нуждаются государственный механизм и государственный аппарат. Соотношение понятий не поменялось, но поменялось отношение людей к чиновникам.

Все большему количеству населения не нравится раздутый масштаб бюрократии.

Продолжается переосмысление того, какой должна быть государственная служба. Если раньше к администрации относились как к власти, то сегодня – как к сервису.

И этот принцип заложен во многих конституциях, где указано, что государство в первую очередь именно служит людям, а не правит ими. Появляются новые концепции перестройки бюрократической организации. Иногда их называют инновационными.

Механизм государства, понятие, структура, государственный аппарат – все это не статично, данные явления меняются и с каждым годом все быстрее.

По оценкам специалистов, новая бюрократия отличается от прежней тем, что фокусируется не на своих интересах, а на интересах общества. Если раньше деятельность чиновников оценивалась согласно объему освоенных ими средств и количеству выполненных перед начальством задач, то в будущем главным критерием станет ценность результата их деятельности для граждан.

И если государство контролирует затраты на деятельность бюрократии, то общество контролирует то, что остается «на выходе». Новое государство должно не соблюдать костные инструкции, а меняться изнутри согласно веяниям и требованиям времени. Для этого уже сегодня в передовых странах устанавливается быстрая и доступная двусторонняя коммуникация с избирателями.

Источник: https://FB.ru/article/262675/gosudarstvennyiy-mehanizm-i-gosudarstvennyiy-apparat-struktura-i-printsipyi

Механизм (аппарат) государства: структурная характеристика и роль в осуществлении задач и функций государства

Государственный механизм

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий.

Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом.

Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица должны нести персональную ответственность за эффективность своей работы.

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Механизм государства и государственный аппарат

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

В юридической науке понятие “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой

    • под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а
    • в понятие “механизм государства” включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике.

Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

В учебной литературе понятия “механизм” и “аппарат” государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин “механизм” лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Характерные черты механизма государства:

    1. он представляет собой систему, т.е.

      упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;

    2. его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;
    3. его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
    4. он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

В механизм государства входят

    • законодательные органы (парламент),
    • президент со своей администрацией,
    • исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.),
    • судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),
    • прокурорские и иные надзорные органы,
    • силовые структуры (полиция, налоговая полиция, вооруженные силы) и т.д. 

Структура механизма государства включает:

    1. государственные органы (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
    2. государственные организации (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.

      );

    3. государственные учреждения (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.

      );

    4. государственные предприятия;
    5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
    6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е.

такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.).

Государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его “материальные придатки”), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.).

Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.).

Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

Государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением, различаются по своему правовому положению в механизме государства.

В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

    1. лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
    2. лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
    3. лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
    4. лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета).

Механизм государства и его структура не остаются неизменными.

На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Признаки данного органа:

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2.  Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на оощество.

Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3.  Органы  государства  имеют внутреннее  строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4.  Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е.

конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве).

Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

5.  Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

    • в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
    • в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7.  Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются.

Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.

), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов.

Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/mechanizm-apparat-gosudarstva-strukturnaya-charakteristika-i-rol-v-osuschestvlenii-zadach-i-funktsiy-gosudarstva

ВВЕДЕНИЕ

Государственный механизм

Курсовая: Механизм государства. Понятие государственного органа.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА.. 6

Понятие механизма государства. 6

Структура механизма государства, понятие государственного органа. 9

ГЛАВА II. Механизм современного Российского государства. 15

Принципы формирования и функционирования механизма государства российского 15

Классификация российских государственных органов. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23

Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.

Иными словами, в этом проявляется такая важнейшая особенность государственной власти, а именно, эта власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений и образующих механизм (аппарат) этой власти (часто отождествляемый в обыденном сознании с высшими органами государства), государственной именно поэтому. Потому, вполне оправданным можно считать такую зависимость между ними, когда именно функциям государства принадлежит определяющая роль при формировании его механизма.

Исторически, органы государства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне в изменении его функций.

Так, если в обществе большую роль, большее значение приобретают вопросы национальных противоречий, то соответственно неизбежно на первый план высвечиваются такие элементы механизма государства как органы и учреждения насилия и принуждения. Поэтому исследование такого вопроса как структурная организация, механизм государства и представляет особую ценность, актуален.

Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед государственным образованием, что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависит от механизма государства, слаженной работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, что и определяет его актуальность.

Соответственно, теоретическое исследование этой проблематики, комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету историко – теоретических наук и в первую очередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такого феномена как государство.

Соответственно и исследование проблематики, связанной с механизмом государства, должно занять одно из ведущих мест в юридической науке, в отдельных ее отраслях, и особенно в общей теории государства и права.

Однако несмотря на определенное продвижение в изучении отдельных звеньев государственного механизма со стороны конституционного (государственного), административного права и некоторых других отраслей правоведения, в теоретической разработке проблемы механизма Российского государства в целом наблюдается известное отставание.

Целью настоящей работы и является его познание, познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства, определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.

Структура работы: введение, глава первая «Понятие механизма государства, государственный аппарат. Структурные элементы механизма», глава вторая «Механизм современного Российского государства», заключение и список использованных источников.

Понятие механизма государства

Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства[1].

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему.

В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления.

Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Иными словами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»[2].

В определении понятия, сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные, наиболее важные признаки этого явления, можно найти ответы, в наиболее полной форме описывающее этот механизм.

Во – первых, механизм государства представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.

А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение необходимы орудия (учреждения) принуждения – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.

Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

3. размеры территории;

4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. географическое положение страны;

6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей. Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.

Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Итак, функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его механизма. То есть государство как таковое, проявляет себя вовне, становиться живим организмом и функционирует как объективная реальность не иначе как через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.

Поскольку механизм государства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления.

Структура механизма государства, понятие государственного органа

Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства.

Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел[3].

Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство.

Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка).

Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция [4].

Источник: https://mirznanii.com/a/28351/mekhanizm-gosudarstva-ponyatie-gosudarstvennogo-organa

Государственный механизм понятие и принципы организации и деятельности

Государственный механизм

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Понятие механизма государства 4

1.1. Понятие государственного механизма и государственной власти 4

1.2. Государственный орган: понятие, классификация 13

Глава 2. Принципы организации механизма государства 19

2.1. Механизм государства и государственный аппарат: соотношение понятий. 19

2.2. Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма 24

2.3. Проблемы определения понятия государственного механизма РФ
27

Заключение 37

Список литературы 38

Природагосударства, его организация ифункционирование всегда занимали ипродолжают занимать одно из ведущихмест среди проблем, изучаемых с позицииразличных подходов отечественной изарубежной наукой, как прошлого, так исовременности.

Нельзя несогласиться с мнением российскогогосударствоведа начала ХХ в. А.

Паршинао том, что без глубокого и всестороннегопонимания природы и сущности государства,без представления о том, как онофункционирует и каков его механизм,практически невозможно грамотное иквалифицированное управление им, азначит – руководство обществом, так какименно современное правовое государствовыступает как механизм согласованиянеизбежно различных потребностей иинтересов граждан и их организаций вцелях обеспечения общего блага, выражаетмировоззрение и представляет всехчленов общества.

Любоегосударство представляет собой целостныйорганизм, существование которогоневозможно без четко налаженнойструктуры, своеобразного функционирующегомеханизма. Таким механизмом (илиаппаратом) государства являются органыгосударственной власти, каждый изкоторых обладает своими специфическиминаправлениями деятельности.

Основугосударственного механизма составляетособая система органов, непосредственносвязанных с осуществлением тех или иныхгосударственных функций. «Орган»происходит от греческого «organon», чтозначит «орудие, инструмент».

Государственныеорганы – это относительно обособленныеформализованные структуры, в совокупностиобразующие механизм государства ипредназначенные присущими им методамиосуществлять те или иные функциигосударства, используя в необходимыхслучаях меры государственного принуждения.

Все органы государства взаимосвязаныи в той или иной степени взаимодействуютмежду собой.

1.1.Понятиегосударственного механизма игосударственной власти

Для обеспечениявыполнения функций в любом государ­ствесуществует государственная власть игосударственный аппарат, которыйолицетворяет материальную силугосудар­ственной власти, механизмгосударства.

Государственнаявласть выражается в способностиофици­альных структур подчинитьповедение людей воле всего обществаили его части при помощи государственногопри­нуждения. Как подчеркивалН.М.Коркунов, «государствен­ная властьне есть чья-либо воля, а сила, вытекающаяиз сознания гражданами их зависимостиот государства».

Властьреализуется в определенных отношениях,которые называются властными отношениями.В соответствии с про­грессивнымигуманистическими доктринамифункциониро­вание государственнойвласти должно основываться на следующихпринципах: представительство интересовграж­дан в органах власти; разделениевластей; гласность и от­крытость;профессионализм и компетентность;законность; демократизм.

В юридическойнауке понятия «государственныйаппа­рат» и«механизмгосударства» различаются,но суще­ствует точка зрения, согласнокоторой эти понятия можно использоватькак синонимы.

Различиезаключается в том, что в понятие «механизмгосударства» включаются и материальныепридатки (вооруженные силы, милиция,исправительно-трудовые учреждения ит.п.).

     Еслиполитический режим выражает содержаниегосударственной власти, средства испособы властвования (демократические,авторитарные, тоталитарные), то само”тело”, или “вещество”, изкоторого состоит государство, – этоаппарат власти, государственные орга­ны,учреждения и организации.

     Механизмгосударства -это системагосударственных органов, учреждений,организа­ций, осуществляющихпрактическую работу по реализацииохранительной и регулятивной функциигосударства.1

     Механизмгосударства не только главное, но иопре­деляющее звено политическойсистемы. Он обеспечива­ет функционированиевсех сфер общественной жизни. Механизмгосударства может оказывать какположитель­ное, так и отрицательноевоздействие на процессы, про­исходящиев обществе.

     Современноегосударст­во — скорее механизмсогласования неизбежно различныхпо­требностей и интересов граждан иих организаций в целях обеспеченияобщего блага, чем «аппарат насилияодного класса над другим».

     Структурамеханизма государства многообразна иизменчива, в нее входят государственныеорганы управ­ления, обладающиевластными полномочиями, государ­ственныеучреждения, не обладающие властнымиполно­мочиями, организационные ифинансовые средства и принудительнаясила (милиция, войска, исправительно-трудовыеучреждения).

     Элементом(ячейкой) механизма государственнойвласти явля­ется человек (личность)— субъект (носитель) государственнойвласти. Элементы механизма различнымобразом объединяют­ся, формируяинституты (органы, формы непосредственнойдемократии и т.д.).

Это государственныеинституты, и поэтому – в них не включаютсяинституты гражданского общества, в томчисле политические партии, «группыдавления», средства мас­совой информацииоказывают влияние (реально существующее)на процесс формирования и осуществлениягосударственной власти.

Но чтобы статьгосударственной, политическая властьдолжна стать публичной, т.е. политическойволей, отражающей господствующие вобществе социально-групповые интересы.Ей должен быть придан общеобязательный,юридически закреп­ленный характер.

Политическая воля должна быть проведеначерез нормы права, установленныегосударством. Механизм современногогосударства отличается вы­сокойстепенью сложности, многообразиеморганов и учреждений.

Обобщаяподходы к изучению механизма государства,можно выделить три наиболее значи­тельныеконцепции относительно понятия «механизмгосударства».

Перваяиз них — это концепция широкого и узкоготолкования меха­низма государства,определяющая его в узком смысле какаппарат го­сударственной власти, а вшироком — как политическую системуобщества.

Втораяконцепция — традиционная, рассматривающаямеханизм государства только как аппаратгосударственной власти.

Третьяконцепция — расширительная, характеризующаямеханизм государства как систему всехгосударственных органов, организаций,предприятий и учреждений.

Механизмгосударства обладает следующимипризнаками(свойствами):

♦ Чиновничийаппарат– как специфическая часть общества. Онсостоит из особой группы людей, котораявыделилась из общества, не совпадает сним и для которой управление – основноезанятие. Они наделены властнымиполномочиями, обладают специальнойподготовкой и подчиняются специальнымнормам, установленным государством.

♦ Единствои Соподчиненность структурных элементов.Составляющиеего органы, несмотря на различнуюкомпетенцию, структуру, являются частямиодного цело­го, взаимосвязаны, образуютсистему.

Иерархичностьподразумеваетпостроение государст­венного механизмав виде пирамиды, где вышестоящие органыимеют больше полномочий, чем нижестоящие,и способны оказывать влияние на ихдеятельность, а ниже­стоящие органы,обязаны выполнять решения вышестоя­щих.

Взаимоотношения между государственнымиоргана­ми могут строиться как наначалах координации (меж­ду ФедеральнымСобранием – парламентом РФ и законо­дательнымиорганами субъектов РФ), так и на началахсубординации (органы прокуратуры).

Обособлениеотдельных звеньев механизма и превращениеих в доминирующую силу сами по себеявляются показателем кризиса политическойвласти, который периодически испытываютгосударства.

♦ Особыевластные полномочия.Каждый орган обладает властными,обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует какорган государственного властвования.

♦ Наличиеаппарата принуждения.Обязательно наличие организационныхи материальных ору­дий принуждения.Аппарат принуждения – “силовыеструктуры”: армия”; органы внутреннихдел; Федеральная служба безопасно­сти;разведка, контрразведка; пограничнаяслужба; аппа­рат судебных исполнителей;система исполнения наказа­ний; иныеорганы, исполняющие функции принуждения.

♦ Единствоцелей и задач длявсех составных частей механизмагосударства. Он создается для осуществленияфункций государства, и эта связь наиболееощутимо сказывается в конкретнойструктуре государственного аппарата.Государственный механизм можно назвать«государственной вла­стью» или«публичной властью». 2

Теорияразделения властей

Механизм(аппарат) современного правовогогосудар­ства строится и функционируетпо принципу разделения государственнойвласти на три самостоятельные ветвивласти – на законодательную, исполнительнуюи судеб­ную власти.

Долгое времятеория разделения властей рассматриваласьсоветской наукой исключительно какбуржуазная (реакционная), как «нелепостьвроде квадратуры круга» и по этой причинеотрицалась.

Принципразделения властей – это рациональная  организация  государственной власти   в демократическом  государстве,   при   которой  осуществляются  гибкий  взаимоконтроль   и  взаимодействие   высших  органовгосударства, как частей единой власти,че­рез систему сдержек и противовесов.

Наиболееполное и последовательное отражениеданный принцип нашел сначала в конституцияхштатов (Вирджи­нии — в 1776 г., Массачусетса— в 1780 г. и др.), а затем и в федеральнойКонституции США в 1787 г.

Основоположникамиклассического варианта теории разделениявластей называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.

ДжонЛокк(1632- 1704 гг.) – английский философ. Он в своихпроизведениях, в частности «О государстве»,разделил государственную власть назаконодательную, ис­полнительную исоюзную. Законодательная властьпри­надлежит парламенту, издающемузаконы, исполнительная – королю, которыйобеспечивает исполнение законов, атакже осуществляет союзную (федеративную)власть, т.е.

решает вопросы «войны имира», международные отноше­ния. ДжонЛокк не выделяет отдельно судебнуювласть. Дж.

Локк писал: «Когда законодательныеи исполнительные силы объединены водном и том же человеке или в одном итом же органе магистратуры, то свободаневозможна, так как могут возник­нутьопасения, что тот же самый монарх илисенат сможет ввести тиранические законы,использовать их тираническим об­разом.»

ШарльМонтескье (1689- 1775 гг.) – французский мыслитель, которыйв своих трудах («О разделении вла­стей»)обосновал идею, что для обеспеченияполитиче­ской свободы необходиморазделение властей на зако­нодательную,исполнительную и судебную. Он выделяетсудебную власть, как одну из ветвейгосударственной вла­сти. Все тривласти имеют противовесы и сдерживаютдруг друга.

Таким образом,главное требование принципа разде­лениявластей, сформулированное Д.Локком иШ.

Монтескье, заключается в том, что дляутверждения политической свободы,обеспечения законности и устранениязлоупот­ребления властью со стороныкакой либо социальной груп­пы илиотдельного лица, необходимо разделитьгосудар­ственную власть на законодательную- избранную народом, призваннуювырабатывать стратегию развития обществаи регулировать общественные отношения,исполнительную – назначаемую законодательныморганом и занимающуюся реализациейпринятых законов, судебную -выступающуюгарантом восстановления нарушенныхправ.

Источник: https://works.doklad.ru/view/0HAm2hHvffI.html

ovdmitjb

Add comment