Kievuz

Содержание компетенции прокуратуры

Понятие компетенции прокуратуры РФ

Содержание компетенции прокуратуры

Компетенция органов прокуратуры напрямую связана с их правовым статусом и правовым статусом органов и учреждений, наделенных рядом полномочий по выполнению их собственных функций, которые отражают место и роль в обществе и государстве.

Функции прокуратуры

Статья 1 Закона О прокуратуре определяет позицию органов прокуратуры Российской Федерации, которая, тем не менее, касается места и роли прокуратуры в Российском государстве, является уникальной.

Прокуратура призвана обеспечить баланс, уравновешивающий соблюдение законов всеми властями, и является органом высшего надзора за законом, который одинаково обслуживает все три ветви власти, не входя ни в одну из них.

если поместить положение о прокуратуре в статью 129 Конституции РФ, регламентирующую деятельность прокуратуры в главе «Судебная власть», то она не будет соответствовать предназначению и положению прокуратуры в государстве.

Поэтому нужно конституционное заключение вопроса о месте прокуратуры в числе 3-х ветвей власти, обозначенных в Конституции Российской федерации.

Ввиду специфики деятельности прокуратуры и ее совместного назначения оптимальным решением было выделить правила, которые регулируют деятельность прокуратуры, в отдельной главе Конституции Российской Федерации.

Для того чтоб органы прокуратуры могли производить контроль, они обязаны иметь особые возможности. Это обязательное условие реализации функций по надзору. 

Отсутствие и недостаток полномочий является серьезным препятствием в борьбе с правонарушениями. Расширение прав и возможностей – сложная концепция. Оно содержит в себе личное право – это право предусмотренное законом на совершении определенных действий, но оно также содержит необходимость его осуществления. Возможности представляются для заслуги конкретных целей. 

При обсуждении концепции преобразования прокуратуры в центре внимания участвующих в дискуссии, среди остальных был вопрос о возможностях прокуратуры. В ближайшее время по нему сложились 2 обратные позиции. С одной стороны, есть попытка перенести на российскую почву опыт правовых систем западных государств, в основном англосаксонских.

Замечание 1

В данной системе, как известно, прокуратура изучается только как орган уголовного преследования, исполняющий процессуальное руководство предварительным расследованием преступлений и государственное обвинение в суде, который был лишен всех надзорных возможностей.

С иной стороны, существуют мнения о необходимости сохранения прокуратуры как универсального государственного-правового института, обеспечивающего всесторонний надзор за законностью. Сторонники этой позиции приводят в качестве примера опыт прокурорского контроля в дореформенной Российской Империи в СССР, отмечая его позитивные аспекты в обеспечении правопорядка в стране. 

Модель прокуратуры в 1-й позиции, – сообщает по данному поводу профессор В.К.Звирбуль,- наделена на повышение роли суда, развитие состязательных начал в уголовном процессе. Это его несомненные преимущества, но их следует оценивать в сочетании с тем, что теряется при его внедрении.

Общество утратит важную и необходимую для правового государства деятельность по защите закона посредством надзора за его точным и единообразным исполнением.

В случае реализации 2-ой модели, обозначенный вид государственной работы сберегается и поочередно привлекается к надзору за исполнением законов судами и участниками рассмотрения дела в суде, что в определенной мере не соблюдает суверенитет суда при отправлении правосудия. 

Большая часть точек зрения в современной правовой науки располагается посредине приведенных последних позиций.

Замечание 2

Как подчеркивалось ранее выше, прокуратура уполномочена бороться с правонарушениями, собственно что считается служебным долгом прокурора и его личной обязанностью.

В итоге, каждая обязанность соответствует праву и наоборот.

Полномочиями прокурора являются единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций.

В правовом статусе прокуратуры нет разграничения прав и обязанностей. Они присутствуют в сочетании. Служебный долг прокуроров объединяет их воедино в понятии «полномочия». 

Замечание 3

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре, прокуроры не только имеют право рассматривать жалобы и заявления, содержащие информацию о нарушителях закона, но и обязаны это делать, чтобы принимать меры по их устранению.

Основные и дополнительные полномочия прокурора

По назначению полномочия прокурора делятся на 2 типа: основные и дополнительные. Основными являются полномочия выполнять надзорные и некоторые не контролирующие функции. Они разделяются на полномочия:

  • предметные, касающиеся предмета наблюдения, то есть правовых поступков поднадзорных субъектов (полномочия на посторонние действия);
  • функциональные, связанные с непосредственным исполнением надзорных функций (полномочия на собственные прокурорские действия).

Как основные, так и функциональные возможности считаются отраслевыми.

Дополнительные возможности – полномочия организационного плана (вспомогательные), подобные как: 

  • распределение деятельности по отраслям и исполнителям;
  • набор и расстановка кадров и т. д. 

Не существует общих, единых полномочий для всего надзора, все полномочия разделены на сферы деятельности и промышленность, учитывая их специфику.

Компетенция прокуратуры

Компетенция прокуротуры делится на 5 главных направлений деятельности: 

  • общий надзор, в том числе надзор за соблюдением законов и законности правовых актов;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина; исполнение законов органами административной юрисдикции; соблюдение законов, касающихся несовершеннолетних;
  • контроль за выполнением правопорядка органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • наблюдение за выполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, а также за мерами обязательного характера, назначенными судом, администрациями мест содержания под стражей задержанных и заключенных;
  • наблюдение за исполнением законов судебными приставами;
  • роль прокурора в рассмотрении дел судами.

Объем полномочий определяется целями и задачами прокуратуры. Полномочий должно быть достаточно для достижения целей и успешного разрешения установленных задач, они обязаны исполнять служебные функции.

Задача деятельности прокуратуры двояка: с одной стороны, это обеспечение законности, с другой – защитить субъективные права граждан, юридических лиц и государства. Эти цели и определяют характер власти.

Совокупность полномочий, а также поставленные государством цели и задачи формируют содержание компетенции прокуратуры. Цели и задачи – основной элемент компетенции.

В науке о конституционном праве понятие компетенции рассматривается, как совокупность полномочий. Компетентность часто приравнивается к правоспособности, поскольку компетентность и правоспособность определяют правовой статус различных субъектов.

Определение 1

Правоспособность – это способность иметь права и обязанности, компетентность – реальные полномочия. Поэтому в компетенцию входят реальные полномочия, которыми государство наделяет прокуратуру.

К компетенции прокуратуры РФ относятся высшие государственные органы, в связи с чем прокуроры фактически являются представителями центра в регионах Российской Федерации, городах и районах.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/ponjatie-kompetentsii-prokuratury-rf/

Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика

Содержание компетенции прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны располагать соответствующими полномо­чиями.

По смысловому значе­нию полномочие суть предоставление кому-либо права на со­вершение каких-либо действий. Эти полномочия для прокуроров специфические: сугубо надзорные.

При­чем в соответствии с принципом единства осуществление про­курорского надзора несовместимо с какими-либо иными вида­ми государственной, общественной деятельности.

Специфика полномочий прокуратуры предопределяется и их природой: они осуществлятся от имени Российской Федерации.

Объем и характер полномочий устанавливаются законода­телем не произвольно, полномо­чия государственных органов обусловливаются поставленны­ми перед ними задачами. Именно последние активно влияют на формирование правового статуса прокуратуры, предопреде­ляя ее обязанности.

Естественно, полномочий должно быть достаточно для выполнения задач и достижения целей, кото­рые возлагаются государством на органы прокуратуры. Послед­ние, для того чтобы выполнять свои функции, должны со всей ответственностью исполнять возложенные на них обя­занности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Понятие полномочий прокурора сложное, оно включает:

    1. субъектив­ные права, предоставляемые органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций;
    2. полномочия в отношениях с органами дознания и предварительного следствия;
    3. полномочия с ограниченной властью, характер­ные для отношений с органами государственной власти.

Субъектив­ные права, предоставляемые прокурору для выполнения возложенных на него функций 

Субъективное право есть установленная законом возможность совершать конкретные действия (применительно к прокуратуре — надзор­ные).

Но в предоставляемом субъективном праве заложена не­обходимость его осуществления, ибо оно непременно должно быть реализовано в целях борьбы с нарушениями законности, восстановления нарушенных прав и охраняемых законом инте­ресов различных субъектов, привлечения виновных лиц к от­ветственности.

Стоящие перед прокуратурой цели и задачи превращают субъективные права в субъективные обязанности прокуроров. Полномочия — это не просто связь прав и обязан­ностей, а их единство. Каждое право является обязанностью и, наоборот, каждая обязанность есть право. Например, в соответствии со ст.

10 ФЗ “О прокуратуре Российской Федера­ции” прокуроры не только вправе рассматривать жалобы и заяв­ления, содержащие сведения о нарушениях законности, но и обязаны это делать для принятия мер по их устранению.

Таким образом, в правовом положении прокурорских органов (впрочем, как и других органов государства) не существует дифференциации прав и обязанностей подобно тому, как это бывает у граждан. Служебный долг прокуроров совмещает их воедино в понятии «полномочия».

Прокуроры прежде всего несут обязанности перед государ­ством, поскольку оно предопределило их назначение, возложи­ло на них выполнение строго определенных функций.

Склады­вается впечатление, что применительно к различным государ­ственным органам, общественным организациям, учреждениям, предприятиям прокуроры выступают только как носители права. Но это не так.

Правовое положение прокурора по существу не изменяется, когда он вступает в отношения с поднадзорны­ми субъектами, ибо присущее его праву долженствование про­является и применительно к ним.

Представим себе, что глава районной администрации вынес незаконное решение. Перед государством прокурор несет обязанность опротестовать его. По отношению к главе администрации он имеет право на принесе­ние протеста, но, казалось бы, не обязанность.

В то же время прокурор должен содействовать органам местного самоуправле­ния в соблюдении законности, следовательно, входящая в пол­номочия прокурора обязанность перед государством как бы ав­томатически срабатывает и в отношении различных органов власти, управления.

Особенно ярко эта обязанность проявляется в отношении тех, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. В этом случае прокурор принимает меры по их восстановле­нию, защите. Предположим, гражданин обращается в прокура­туру с заявлением об ограблении.

По закону прокурор должен принять заявление, зарегистрировать, проверить, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и передать его следователю.

В этой ситуации он несет обязанность не только перед государством, но и перед потерпевшим, чьи интересы подлежат защите.

В литературе высказано мнение, согласно которому компе­тенция прокурора уже совокупности всех его прав и обязанно­стей. Например, установленное ст. 289 ГПК РФ право на озна­комление в суде с материалами дела и поступившими жа­лобами не может быть отнесено к компетенции прокурора.

Но данное положение никак не аргументируется, и непонятно, по какому признаку нужно отделять полномочия от прав и обя­занностей.

Если согласиться с приведенной точкой зрения, то придется исключить все права и обязанности прокурора по над­зору за исполнением законов органами дознания и предвари­тельного следствия, права и обязанности, связанные с участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, осуще­ствлением общего надзора, надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы. При таком положении компетенция органов прокуратуры оказывается бессодержательной и ненуж­ной для характеристики их правового статуса.

Полномочия прокурора иногда именуются правомочиями прокурорского надзора. Между тем указанные термины при очевидном сходстве не тождественны. По смысловому значе­нию полномочие суть предоставление кому-либо права на со­вершение каких-либо действий.

Правомочие же толкуется как обладание законным правом. Создавая органы, государство пе­редает им часть своих прав и возлагает на них определенные обязанности, наделяя их как своих представителей реальными полномочиями.

Правомочия же — гражданско-правовая катего­рия.

В науке конституционного права компетенция раскрывается как совокупность властных полномочий. Это правильно. Государство как носитель власти, учреждая органы, распределяет ее между последними в форме властных полномочий.

Объем и характер полномочий прокурора своеобразны. По данному поводу высказаны разные суждения. Одни авторы убеждены в отсутст­вии власти у прокурора в гражданском, уголовном процессах.

Другие же считают, что прокурор располагает властными полномочиями во всех отраслях.

Все же определение компетенции, данное в науке конститу­ционного права, не может быть в полной мере использовано для характеристики правового положения органов прокуратуры ввиду своеобразия и сложности выполняемых ими функций. Круг субъектов, за исполнением законов которыми осуществля­ется прокурорский надзор, очень широк. С учетом их правового статуса надзор осуществляется по-разному.

В отношении судов он не может быть властным, а значит, и полномочия не должны быть таковыми. Судьи независимы и подчиняются только закону. Власть прокуроров представляла бы посягательство на эту независимость.

Полномочия прокуроров в отношениях с органами дознания и предварительного следствия

Иными полномочиями прокуроры обладают в отношениях с органами дознания и предварительного следствия. Здесь про­курорская власть проявляется в активной форме. Прокуроры могут не только выявлять нарушения законности, но и непо­средственно устранять их.

Например, по действующему уголов­но-процессуальному законодательству прокурор вправе (ст.

37 УПК РФ):

    • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
    • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
    • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

Активная форма власти в не­сколько суженном объеме проявляется и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и ли­шения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор своим постановлением может освободить любое лицо, содержащееся без законных осно­ваний в исправительных учреждениях. 

Полномочия с ограниченной властью, характер­ные для отношений с органами государственной власти

Субъек­ты власти многочисленны, и применительно к ним прокуроры не могут выполнять каких-либо управленческих функций. Властностью обладают только полномочия прокурора по выявлению наруше­ний законности. Что же касается полномочий по устранению последних, то прокурор может лишь обращаться с требования­ми к компетентным органам о принятии необходимых мер.

Виды полномочий прокуроров

По уровню полномочий:

    1. общие (относятся к прокуратуре в целом, определяются ст. 1, 2, 9 и др.

      ФЗ и включают в себя всю совокупность предо­ставляемых ей полномочий);

    2. отдельных видов прокуратур: территориаль­ной, военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры при исправительных учреждениях;
    3. индивидуальные (присущи каждому прокурор­скому органу в отдельности).

По характеру полномочия органов прокуратуры подразделя­ются на два вида:

    1. основные (непосредственно связаны с осуществлением надзо­ра);
    2. дополнительные (касаются организации работы прокурорских органов), по целевому назначению делятся:
      • предметные;
      • функциональные.

Предметные (и это видно из названия) связаны с предметом надзора, т. е. правовыми действиями и актами субъектов, за испол­нением законов которыми надзирает прокуратура.

ФЗ “О прокуратуре РФ” выделяет следующие виды предметных полномочий прокуроров:

    • при надзоре за исполнением законов;
    • при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ;
    • при надзоре за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу ;
    • при участии прокурора в рассмотрении дел судами.

Функциональные полномочия регламентируют действия про­куроров по выявлению нарушений законности и по реагирова­нию на них.

Все полномочия, как предметные, так и функциональные, — отраслевые. Они определяются законодательством примени­тельно к каждой отрасли в отдельности с учетом ее специфики. Общих для всех отраслей полномочий не существует, ибо над­зор реализуется не в целом, а по отдельным направлениям.

Кроме того, в системе органов прокуратуры существуют ор­ганизационные отношения, наличие которых обусловила и предоставление дополнительных полномочий: права и обя­занности по руководству работой, планированию, распределе­нию поручений между работниками, контролю за качеством их работы и т. д.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-polnomochiy-prokurorov-ich-vidovaya-charakteristika

ovdmitjb

Add comment