Kievuz

Структура личности и поведенческие типы

Структура личности и поведенческие типы

Структура личности и поведенческие типы

Московскийинститут сферы социальный отношений

Реферат

на тему:

«Структураличности и поведенческие типы»

по курсу:

«Социология»

учащейсягруппы 02-98

СтепановойЮлии Валерьевны

Москва

1999г.

Список литературы

Введение 4

Социальные системы и личность 5

Понятие личности в социологии 5

Компоненты структуры личности 6

Поведенческие типы 10

Социальное поведение 10

Ролевая концепция личности 11

Социальное поведение в представлении психологов и социологов 11

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Элементами любых социальныхсистем, как говори­лось, являютсялюди. Включение человека в обществоосуществляется через различные социальныеобщности, которые каждая конкретнаяличность персонифициру­ет: социальныегруппы, социальные институты, соци­альныеорганизации и системы принятых в общественорм и ценностей, т. с.

через культуру,В силу этого человек оказываетсявключенным во множество соци­альныхсистем, каждая из которых оказывает нанего систематизированное воздействие.Человек становится, таким образом, нетолько элементом социальной систе­мы,но исам он представляет систему, имеющуюслож­нейшую структуру. Социология нерассматривает лич­ность по всем сомногообразий, т, е.

как продукт приро­ды,а изучает со как совокупность общественныхотношений, т. с. как продукт общества.

Понятиеличности в социологии

Понятием «индивид» обычнообозначается человек как единичныйпредставитель той или иной социальнойобщности. Понятие «личность» применяетсяпо отношению к каждому человеку, посколькуон индивидуально выра­жает значимыечерты данного общества.

Непременнымихарактери­стиками личности являютсясамосознание, ценностные ориентации исоциальные отношения, относительнаясамостоятельность по отношению кобществу и ответ­ственность за своипоступки, а ее индивидуальность— это то специфическое,что отличает одного человека от других,включая как биологические, так исоциальные свойства, унаследованныеили приобретенные.

Личность является не толькоследствием, но и причи­ной социальноэтических действий, совершаемых вдан­ной социальной среде. Экономические,политические, идеологические и социальныеотношения исторически определенноготипа общества преломляются и проявля­ютсяпо-разному, определяя социальное качествокаждо­го человека, содержание ихарактер его практической деятельности.

Именно в ее процессе человек, с однойстороны, интегрирует социальные отношенияокружаю­щей среды, а с другой— вырабатывает своеособое отношение к внешнему миру.

Кэлементам, составляющим социальныекачества человека, относятся социальнооп­ределенная цель его деятельности;занимаемые социаль­ные статусы ивыполняемые социальные роли; ожида­нияв отношении этих статусов и ролей; нормыи ценно­сти (т. е.

культура), которымион руководствуется в процессе своейдеятельности; система знаков, которуюон использует; совокупность знаний;уровень образования и специальнойподготовки;социально-пси­хологические особенности;активность и степень само­стоятельностив принятии решений.

Обобщенное отражениесовокупности повторяющих­ся,существенных социальных качествличностей, входя­щих в какую-либосоциальную общность, фиксируется впонятии «социальный тип личности».

Путьот анализа общественной формации кана­лизу личности, сведениеиндивидуального к социально­мупозволяют раскрыть в личности существенное,типическое, закономерно формулирующеесяв конкрет­но-исторической системесоциальных отношений, в рам­кахопределенного класса или социальнойгруппы, соци­ального института исоциальной организации, к которымпринадлежит личность. Когда речь идето личностях как членах социальных группи классов, социальных институтов исоциальных органи­заций, то имеютсяв виду не свойства отдельных лиц, асоциальные типы личностей. Каждыйчеловек имеет собственные идеи и цели,помыслы и чувства. Это индивидуальныекачества, опре­деляющие содержаниеи характер его поведения.

Понятие личности имеет смысллишь в системе обществен­ных отношений,лишь там, где можно говорить о социальнойроли и совокупности ролей.

При этом,однако, оно предполагает не своеобразиеи многообразие последних, а прежде всегоспеци­фическое понимание индивидомсвоей роли, внутреннее отноше­ние кней, свободное и заинтересованное (илинаоборот —вынуж­денное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражаетсебя в продуктивных действиях, и поступкиего интересуют нас лишь в той мере, вкакой они получают органичное предметноевоплощение. О личности можно сказатьобратное: в ней интересны именно поступки.

Сами свершения личности (например,трудовые достижения, открытия, творческиеуспехи) истолковываются нами преждевсего в качестве поступков, то естьпреднамеренных, произвольных поведенческихактов. Личность —это инициатор последовательного рядажизнен­ных событий, или, как точноопределил М. М. Бахтин, «субъектпоступания».

Достоинство личностиопределяется не столько тем, много личеловеку удалось, состоялся он или несостоялся, сколько тем, что он взял подсвою ответственность, что он сам себевменяет. Первое философски обобщенноеизображение структуры тако­го поведениядал два века спустя И. Кант.

«Самодисциплина»,«самообладание», «способность бытьгосподином себе самому» (вспомнитепушкинское: «умейте властвоватьсобой…») —таковы ключевые понятия кантовскогоэтического словаря. Но самая важнаявыдвинутая им категория, проливающаясвет на всю проблему личности,—этоавтономия.Слово «автономия» имеет двоякий смысл.

С одной стороны, оно означает простонезависимость по отношению к чему-то.С другой стороны (буквально), авто­номия— это «самозаконность».Но существует только один род общезначимыхнорм, действительных для всех времен.Это простейшие требованиянрав­ственности, такие,как «не лги», «не воруй», «не чининасилия».

Их-то человек и должен преждевсего возвести в свой собственныйбезусловный императив поведения. Лишьна этом нравственном базисе можетутвердиться личностная независимостьиндивида, развиться его умение «властвоватьсобой», строить свою жизнь как осмысленное,преемственно-последовательное«поступание». Неможет быть нигилистической и аморальнойнезависимости от общества. Свобода отпроизвольных социальных ограниче­нийдостигается только за счет нравственногосамоограничения. Лишь тот, у кого естьпринципы, способен к независимомуцелеполаганию. Только на основе последнеговозможна подлинная целесообразностьдействий, то есть устойчивая жизненнаястра­тегия. Нет ничего более чуждогоиндивидуальной независимо­сти, чембезответственность. Нет ничего болеепагубного для личностной целостности,чем беспринципность.

  • Статья >>Философия … воплотившись в социально-исторические типыличности, в тенденции личностной … структуреличности? Очевидно, что они прежде всего ориентируют ее психологические и … реального многообразия психологических типовличности. Социологи и социальные …
  • Статья >>психология, педагогика барьеры Юрий Петрович Платонов, … как состояние полной дезорганизации психологической структурыличности (или ее гиперсентограция). Состояние … , характера и типа акцентуации личности. Рассмотрим кратко основные их типы. Доминантный субъект …
  • Реферат >>психология, педагогикаСтруктураличности Основу личности составляет ее психологическая структура. Психологическая стуктура личности … выделять три типа доминантных потребностей человека … антипатий к объекту установки; – готовность определенным образом действовать …
  • Статья >>психология, педагогика … , понимать и частично изменять личность. В структуреличности можно выделить три составляющие, содержание … эмоции, соответствующие реальной ситуации. 3) составляющая состоит из действий по … он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? …
  • Реферат >>Психология … иерархическая модель структурыличности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой … , высвобождение энергии происходит благодаря смене активности. Проявления смещенной активности можно …
  • Реферат >>Психология … того или другого типа в структуреличности, и, в заключение рассмотрены психологические функции. Структураличности в теории Юнга Юнг … именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и на конкретные ситуации — например, при …
  • Статья >>психология, педагогика … составляющую – смелость/застенчивость, составляющую – инициативу в социальных … эмпирический» и «контролирующий» типы. Рис.2. Профили типов уверенности испытуемых В … 3 фактора, образующие структуру уверенности личности. Эти факторы соотнесены …
  • Реферат >>Социология … концепция личности….3 Концепция Личности Фрейда…5 концепция…..5 … типличности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро струк­туры
  • Реферат >>Педагогика … могут послужить пять инвариантов структурыличности: 1) пространственно (временные … типа исследования. В результате нами предложена следующая структура фундаментального типа … в гуманитарно-педагогическом блоке, – в технолого- педагогическом …
  • Реферат >>Философия … внутренняя трагедия. В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента: Описание типа поведения, соответствующего … это образует социальные качества личности. теория личности Поведение человека составляет совокупность поступков …

Источник: https://topref.ru/referat/146258.html

Социология личности

Структура личности и поведенческие типы

«Личность» как понятие неразрывносвязана с человеком. Однако человекможет и не быть личностью. Разберемсяс основными понятиями.

Человек – психосоциобиологическоесущество, прямоходящее, имеющее развитыймозг и умелые руки, высшая степеньэволюции на Земле. Иными словами,«человек» означает родовое качество.

Индивид – отдельный, обособленныйпредставитель социальной группы.Например, украинец, рабочий, учитель,студент, фермер, инженер.

Индивидуальность – неповторимость,уникальность каждого индивида. Обусловленобиологической наследственностью иособым жизненным опытом.

Личность – это, во-первых, системноекачество индивида, объясняющееся еговключенностью в общественные отношенияи проявляющееся в совместной деятельностии общении; во-вторых, субъект и продуктсоциальных отношений. Только чтородившийся ребенок – не личность. Он -индивид. Чтобы стать личностью, человекдолжен пройти определенный путь развития.

Личность как система состоит из 2хподсистем: 1) внутренний мир сознания;2) деятельность – мир личности, открытыйдля наблюдения. Ядром личности всоциологии является переход в структуреличности факта или ситуации из мирасознания в факт или ситуацию деятельности.Этот процесс перехода – ядро системыличности – есть образ жизни личности.

1)Во внутреннем мире сознания личностидействуют 3 механизма: мотивационный(это воздействие потребностей, ценностей,ориентаций и мотивов, которые преобразуютсяв цель личности. Потребности – этоисходные побудители деятельности(естественные и социальные (потребностьв общении).

Будучи осознанными, потребностипревращаются в интересы личности,которые обуславливают мотивы поведения);диспозиционный механизм (диспозициизависят от социальной установки – этопредрасположенность действовать вопределенном русле) и механизм памяти(социальная память как глубинный уровеньосвоения опыта человечества, личностьзакрепляется в механизмах памяти)

2) мир деятельности личности формируетсяна основе опыта деятельности и поведенияв основных сферах жизнедеятельностисоциума, детерминируется социальнымстатусом. Основные виды деятельностив жизни личности: игра, образование итруд.

Социальная структура личности непостоянна,изменчива, потому что в течение всейжизни личность получает новую информацию,знания, меняет свое поведение, мотивациюпоступков.

Для личности значимыми показателямиявляются ответственность и свобода.Быть ответственным – значит выполнятьряд требований общества, ограничиватьсобственную деятельность, свои интересы,если они существенно расходятся ссоциальными. Поэтому выполнение функцииответственности для личности имеетсложности. Свобода воспринимаетсячеловеком как главная сущностнаяхарактеристика жизнедеятельности.

Реферат: Структура личности и поведенческие типы

Структура личности и поведенческие типы

Московскийинститут сферысоциальныйотношений

Реферат

натему:

«Структураличности иповеденческиетипы»

покурсу:

«Социология»

учащейсягруппы 02-98

СтепановойЮлии Валерьевны

Москва

1999г.

Списоклитературы

Введение 4

Социальные системы и личность 5

Понятие личности в социологии 5

Компоненты структуры личности 6

Поведенческие типы 10

Социальное поведение 10

Ролевая концепция личности 11

Социальное поведение в представлении психологов и социологов 11

Заключение 15

Список литературы 16

Элементамилюбых социальныхсистем, какговори­лось,являются люди.Включениечеловека вобществоосуществляетсячерез различныесоциальныеобщности, которыекаждая конкретнаяличностьперсонифициру­ет:социальныегруппы, социальныеинституты,соци­альныеорганизациии системы принятыхв обществе норми ценностей,т. с.

через культуру,В силу этогочеловек оказываетсявключеннымво множествосоци­альныхсистем, каждаяиз которыхоказывает нанего систематизированноевоздействие.Человек становится,таким образом,не только элементомсоциальнойсисте­мы, нои сам онпредставляетсистему, имеющуюслож­нейшуюструктуру.Социологияне рассматриваетлич­ность повсем со многообразий,т, е.

как продуктприро­ды, аизучает со каксовокупностьобщественныхотношений, т.с. как продуктобщества.

Понятиеличности всоциологии

Понятием«индивид»обычно обозначаетсячеловек какединичныйпредставительтой или инойсоциальнойобщности. Понятие«личность»применяетсяпо отношениюк каждому человеку,поскольку ониндивидуальновыра­жаетзначимые чертыданного общества.

Непременнымихарактери­стикамиличности являютсясамосознание,ценностныеориентациии социальныеотношения,относительнаясамостоятельностьпо отношениюк обществу иответ­ственностьза свои поступки,а ее индивидуальность— это тоспецифическое,что отличаетодного человекаот других, включаякак биологические,так и социальныесвойства,унаследованныеили приобретенные.

Личностьявляется нетолько следствием,но и причи­нойсоциальноэтическихдействий, совершаемыхв дан­ной социальнойсреде. Экономические,политические,идеологическиеи социальныеотношенияисторическиопределенноготипа обществапреломляютсяи проявля­ютсяпо-разному,определяясоциальноекачество каждо­гочеловека, содержаниеи характер егопрактическойдеятельности.

Именно в еепроцессе человек,с одной стороны,интегрируетсоциальныеотношенияокружаю­щейсреды, а с другой— вырабатываетсвое особоеотношение квнешнему миру.

К элементам,составляющимсоциальныекачества человека,относятсясоциальнооп­ределеннаяцель его деятельности;занимаемыесоциаль­ныестатусы и выполняемыесоциальныероли; ожида­нияв отношенииэтих статусови ролей; нормыи ценно­сти(т. е.

культура),которыми онруководствуетсяв процессесвоей деятельности;система знаков,которую ониспользует;совокупностьзнаний; уровеньобразованияи специальнойподготовки;социально-пси­хологическиеособенности;активностьи степеньсамо­стоятельностив принятиирешений.

Обобщенноеотражениесовокупностиповторяющих­ся,существенныхсоциальныхкачеств личностей,входя­щих вкакую-либосоциальнуюобщность, фиксируетсяв понятии «социальныйтип личности».

Путь от анализаобщественнойформации кана­лизу личности,сведениеиндивидуальногок социально­мупозволяютраскрыть вличностисущественное,типическое,закономерноформулирующеесяв конкрет­но-историческойсистеме социальныхотношений, врам­ках определенногокласса илисоциальнойгруппы, соци­альногоинститута исоциальнойорганизации,к которым принадлежитличность. Когдаречь идет оличностях какчленах социальныхгрупп и классов,социальныхинститутови социальныхоргани­заций,то имеются ввиду не свойстваотдельных лиц,а социальныетипы личностей.Каждый человекимеет собственныеидеи и цели,помыслы и чувства.Это индивидуальныекачества,опре­деляющиесодержаниеи характер егоповедения.

Понятиеличности имеетсмысл лишь всистеме обществен­ныхотношений, лишьтам, где можноговорить осоциальнойроли и совокупностиролей.

При этом,однако, онопредполагаетне своеобразиеи многообразиепоследних, апрежде всегоспеци­фическоепониманиеиндивидом своейроли, внутреннееотноше­ниек ней, свободноеи заинтересованное(или наоборот— вынуж­денноеи формальное)ее исполнение.

Человек какиндивидуальностьвыражает себяв продуктивныхдействиях, ипоступки егоинтересуютнас лишь в тоймере, в какойони получаюторганичноепредметноевоплощение.О личностиможно сказатьобратное: в нейинтересныименно поступки.

Сами свершенияличности (например,трудовые достижения,открытия, творческиеуспехи) истолковываютсянами преждевсего в качествепоступков, тоесть преднамеренных,произвольныхповеденческихактов. Личность— это инициаторпоследовательногоряда жизнен­ныхсобытий, или,как точно определилМ. М. Бахтин,«субъект поступания».

Достоинстволичности определяетсяне столько тем,много ли человекуудалось, состоялсяон или не состоялся,сколько тем,что он взял подсвою ответственность,что он сам себевменяет. Первоефилософскиобобщенноеизображениеструктурытако­го поведениядал два векаспустя И. Кант.

«Самодисциплина»,«самообладание»,«способностьбыть господиномсебе самому»(вспомнитепушкинское:«умейте властвоватьсобой…»)— таковыключевые понятиякантовскогоэтическогословаря. Носамая важнаявыдвинутаяим категория,проливающаясвет на всюпроблемуличности,—этоавтономия.Слово «автономия»имеет двоякийсмысл.

С однойстороны, оноозначает простонезависимостьпо отношениюк чему-то. С другойстороны (буквально),авто­номия— это«самозаконность».Но существуеттолько одинрод общезначимыхнорм, действительныхдля всех времен.Это простейшиетребованиянрав­ственности,такие, как «нелги», «не воруй»,«не чини насилия».

Их-то человеки должен преждевсего возвестив свой собственныйбезусловныйимперативповедения. Лишьна этом нравственном базисе можетутвердитьсяличностнаянезависимостьиндивида, развитьсяего умение«властвоватьсобой», строитьсвою жизнь какосмысленное,преемственно-последовательное«поступание».Не можетбыть нигилистическойи аморальнойнезависимостиот общества.Свобода отпроизвольныхсоциальныхограниче­нийдостигаетсятолько за счетнравственногосамоограничения.Лишь тот, у когоесть принципы,способен кнезависимомуцелеполаганию.Только на основепоследнеговозможна подлинная целесообразностьдействий, тоесть устойчиваяжизненнаястра­тегия.Нет ничегоболее чуждогоиндивидуальнойнезависимо­сти,чем безответственность.Нет ничегоболее пагубногодля личностнойцелостности,чем беспринципность.

Компонентыструктурыличности

Краткое название подструктуры.

Источник: https://4itaem.com/referat_read/56678

Структура личности в психологии. Социальная и психологическая структура личности

Структура личности и поведенческие типы

Структура личности – основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

В зависимости от того, как мы представляем структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею.

Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

Мировосприятие личности

Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция – важный элемент мировосприятия личности.

Направленность личности

Направленность личности – это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности – способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Опыт личности

Опыт – отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.

Способности личности

Способности – важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека – это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей – множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Характер, или психотип личности

Характер, или психотип – совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры – вариантов не счесть.

Темперамент личности

Темперамент – энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек – реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Рисунок тела личности

Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует “Я”: хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.

Психологическая структура личности

Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание…

Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности». Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности. К.К.

Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур:

  • биологически обусловленных особенностей;
  • особенностей отдельных психических процессов;
  • опыта личности;социально-обусловленных качеств.

Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами. Структура личности, полагает другой психолог А.Г.

Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.

В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности.

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности. Темперамент характеризует тип нервной системы человека.

Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово “темперамент” произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четырех жидкостей в теле человека.

Отсюда и происходит название темпераментов:

  • кровь (сангвие) — сангвиник;
  • слизь (флегма) — флегматик;
  • желтая желчь (холе) — холерик;
  • черная желчь (мелано холе) – меланхолик.

Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым.

«Темперамент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».

Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки.

  • Обычно сангвинику свойственна общительность;
  • флегматику выдержка и самообладание;
  • холерику — страстность, активность, увлеченность в работе;
  • меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность.

К негативным сторонам темперамента относятся:

  • у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность;
  • у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость;
  • у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий;
  • у меланхолика — замкнутость и застенчивость.

Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности. Слово “характер” в переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты.

Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт.

Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т. д.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Способности — это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности.

Обычно выделяют общие и специальные способности.

К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.

Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т. д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности.

При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом.

Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики.

К числу таких проблем относится социальная структура личности. Структурный анализ личности представляет собой одну из главных задач как социологии, так и социальной психологии.

В рамках последней проделана большая работа по изучению социально-психологической структуры личности, основанная на значительном эмпирическом материале.

Структура сложных явлений, а к ним безусловно относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов.

Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции.

Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения (о нем пойдет речь в другом разделе пособия).

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией.

Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми.

Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек.

Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д.

Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне.

Ведь главное в личности – ее социальное качество.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит.

Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием “субъект деятельности”. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Элементы социальной структуры личности.

На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности.

Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа.

Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь).

Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – основная отличительная черта человека как личности;

4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: “…широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру”.

5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется.

Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение (“ближнее” – родственники, друзья, знакомые и т.д. и “дальние” – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения.

В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3613

ovdmitjb

Add comment